| Размер шрифта: А+А-

«Даурия» — это гимн забайкальского казачества, фильм, сделанный с огромным уважением к истории и традициям народа. Захватывающий, интересный, местами противоречивый, он стал одним из самых кассовых экшн-фильмов за историю СССР. Думаем причина не только в яркой любовной линии и обилии боевых сцен. Попробуем разобраться, привносит ли он новую точку зрения на историю казачества и зачем смотреть “Даурию” сегодня.

Сценарий фильма опирается на одноименный роман Константина Седых. Уроженец небольшого казачьего поселка близ Иркутска, он основательно изучил историю своего народа и создал «локальный «Тихий Дон». Перед нами история уютной, патриархально-родной казачьей станицы, в которую вдруг вторгается большая история. Фильм начинается в 1914 году, незадолго до начала войны, но главного героя Романа Улыбина интересует только его женитьба и каждодневные заботы. Сначала замужество его любимой за сыном богатого купца оказывается локальной трагедий, но, когда в станице узнают о начале первой мировой, история резко меняется. Улыбин уходит на фронт, становящийся фронтом гражданской войны, становится красным и пытается агитировать местных казаков приближать победу советской власти всеми силами. Трудно оценивать этот шаг с моральной точки зрения, из фильма нелегко понять, какие у него на самом деле были мотивы. Если Григорий Мелехов прошел определенный путь исканий своего предназначения, своих идеалов, то герой «Даурии» из неполитизированного человека сразу стал красным просто потому, что происходил из небогатой семьи. Можно сказать, что из-за такого «простого» главного героя роман и фильм смогли появиться на свет в советское время, когда к свободолюбивым казакам относились с опаской.

Конечно, в фильме нет глубоких размышлений на тему гражданской войны, все симпатии сразу же на стороне красных. Но, если посмотреть, как показывается быт станицы, можно прийти к совершенно другим мыслям. Как не пытались режиссер и сценаристы, очень трудно сопереживать Улыбину, все сочувствие зрителя направлено скорее на саму жизнь казаков, которая кажется безвозвратно потерянной из-за войн и революций. Это простые, очень жизнерадостные люди (в фильме то и дело слышатся народные песни, и кто-то постоянно танцует), для которых и белые, и красные будут одинаково чужими захватчиками. У них есть конкретное историческое предназначение — охранять границы государства, с которым они всегда справлялись, поэтому появление внутреннего врага кажется таким страшным событием. Когда вся страна объединяется против понятной внешней силы, когда можно легко провести границу между своими и чужими — это хоть и страшно, но это можно принять, а распад на «за или против» внутри станицы, семьи, рода перенести нельзя.

Трудно сказать, что в фильме фокусируется на данных проблемах, но, так или иначе, они считываются и поднимают картину на новый уровень. Как и замечательные актеры, например, Виталий Соломин и Василий Шукшин. Соломин — доктор Ватсон из известного советского сериала — отлично подошел на роль во многом из-за своего происхождения. А происходит он из тех же мест, где шло действие романа и частично велись съемки. Когда надо он простоват или даже грубоват, но во второй части, после войны, ему удается передать взросление героя. Убежав от казни, он возвращается домой мужчиной, которому вскоре нужно будет постоять за свою семью, и он оказывается к этому готов.

Многие фильмы о казаках отличаются яркой картинкой и изобразительным богатством, и «Даурия» не исключение. Художники и декораторы сами построили целую станицу в Эстонии, поэтому мир в фильме выглядит очень интересным и детализованным. Костюмы также великолепны — чего стоит одна сцена свадьбы в начале, когда взгляд падает исключительно на разноцветные косоворотки и сарафаны героев, которые создают настоящую симфонию цвета на экране.

Можно сказать, что забайкальский «Тихий Дон» уступает своему предшественнику по эпичности и размаху, но не по накалу чувств и мастерским боевым сценам.

Молодое поколение всегда легче сагитировать на авантюры, навязав альтернативное мнение, но наиболее подверженными этому оказываются те, у кого своё мнение хрупко, так как не имеет опоры на знание истории, культуры, морали и исторического пути своего народа. Поэтому может легко подхватить идеи и призывы большевистских агитаторов, ведь «свято место пусто не бывает». Это в первую очередь младшее поколение станичников. Подобное можно проследить и сейчас на территории, занимаемой некогда Российской империей. А между тем сохранить себя и своих близких от влияния подобных «сетей» можно и нужно превентивным замещением пробелов в указанных областях, и просмотр данного фильма может быть одним из подобных кирпичиков наглядно показав, что с вашим сознанием пытаются сделать, использовав вас против своего народа и государства, а значит против вас же. Приятного просмотра!

 

Предлагаем к Вашему просмотру этот фильм в нашей группе


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:

  Как забайкалец Доктор Ватсон в «Даурии» снимался. Любимая роль Виталия Соломина [Электронный ресурс] / // Свет станиц. 2018. № 1 (2). URL: https://светстаниц.рф/ko2 (дата обращения: 28.02.2021). ISSN 2619-1539.

Раздел: журнал > Подраздел: Казачья тема в искусстве > Рубрика: Кинообзор

Автор публикации:


Марина Синематографова
Публикации автора →
Киновед, кинокритик.

Комментарии:

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия организаций и материалов из списков по данным ссылкам: », », » и любых других, запрещенных в РФ, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2021 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: