Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
  Первый отечественный художественный фильм — Понизовая вольница (1908) [Электронный ресурс] / // Свет станиц. 2018. № 12 (13). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ko8, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)

Первый фильм в истории кинематографа. Прибытие поезда братьев люмьер. Сейчас его сможет вспомнить даже школьник. Но каким был первый русский фильм? и да, при чем здесь казаки? Обо всём этом Вам расскажет Диана в нашем кинообзоре:

Братья Люмьеры придумали кинематограф в том виде, в котором мы его знаем. Движущиеся картинки проецировались на большой экран с пленки, множество людей смотрели кино одновременно. Что же было объектом их внимания? В основном, это бытовые сюжеты, знакомые из жизни. Люди уже привыкли фотографироваться и смотреть на фото. Новым было именно движение в кадре, например шевеление листьев на экране.

Братья Люмьеры были очень успешными коммерсантами — они рассылали своих операторов все уголки земли, даже туземную Африку.

Высокопоставленные персоны одними из первых смогли оценить техническое новшество. Например, коронацию Николая II тоже снимал один из операторов Люмьеров.

Но, со временем, люди начали понимать, что возможности нового изобретения не исчерпываются живой фотографией. Самые догадливые из операторов решили, что если театральную постановку снять на камеру, получится намного живее и интереснее. Также пленка давала возможность делать трюки, невозможные в реальной жизни, например резкое исчезновение героя. Так зародилось то, что мы сейчас называем игровым кино. Его основоположником стал Жорж Мельес.

Чтобы создавать такие картины, уже недостаточно было направить камеру на поезд или, например, ребёнка, и просто начать снимать. Нужны были павильоны — специальные студии, предназначенные только для съемки фильма. Нужно было создать декорации, нарядить актёров, отрепетировать, в общем, все как в театре. Поэтому и первые актеры были театральными, ведь никто тогда и не думал, что потребуется изобрести совершенно новый тип игры. Поэтому немые фильмы сейчас часто вызывают у нас смех-актеры машут руками, строят рожицы, в общем кажется, что дурачатся как могут, даже в серьезных ролях. Ведь они привыкли к тому, что им нужно играть так, чтобы зритель даже на самом последнем ряду, понял о чем речь в пьесе и оценил их игру.

Документальные кадры того периода уникальны, потому что люди тогда совершенно не стеснялись камеры — часто они даже не знали, что их снимают на видео! (Например, эти крестьяне, явно не подозревали о том, что камера запечатлевает также их движения.) сейчас эти кадры стали настоящей машиной времени. В Российской империи процесс зарождения кино был схожим.

Но теперь, когда мы знаем что и как, вернёмся к Понизовой вольнице. Да, так называется фильм, кадры из которого были в начале — именно он является первым в истории художественным российским фильмом. Его создатель — Александр Дранков, владелец одной из первых российских киностудий, которые в то время назывались ателье. Он, как и его французские предшественники, долгое время занимался документальной съемкой, например ему принадлежат уникальные кадры Льва Николаевича Толстого, незадолго до смерти. Но в 1908 году он понял, что нужно идти дальше и вместе с режиссером Владимиром Ромашковым снял «Понизовую Вольницу».

В наше время основой сценария фильма чаще всего становится роман или повесть, в крайнем случае рассказ или пьеса. «Понизовая вольница« же была снята… по песне! Всем известный романс? Про стеньку Разина стал основой сюжета. Почему же создатели выбрали именно его, а не, например, фантастическую историю как «Путешествие на луну« Мельеса? Ответ прост: Помните, в прошлом выпуске мы говорили о том, что казаки идеальные герои для фильмов — яркие и динамичные. Не исключение и здесь!

А также, при сравнительно недорогих декорациях и костюмах фильм все равно получился ярким и зрелищным (для людей тех времён, конечно) благодаря сюжету. Создатели придумали отличный ход: фильм на известный мотив, который и так все знают. Поэтому им не пришлось продумывать сложный сюжет, который мог бы быть непонятен зрителю. Все было предельно просто и ясно, главной фишкой был эффект узнавания, а не новизны.

Ранее я говорила про спецэффекты в кино, которые стали возможно на самых ранних этапах. Не обошлось без них и в «Понизовой вольнице». Хотя это не фантастический фильм, но создателям важна была сцена, в которой Стенька Разин расправляется с негодной женой. Чтобы с такой лёгкостью бросить ее в воду: создатели остановили камеру, когда Разин поднял женщину, и заменили ее на манекен, который полетел в воду. Такие простые хитрости кажутся совсем невинными в наше время, но тогда производили огромное впечатление на зрителей.

Итак, пусть сейчас очень очень немногие люди смотрят немые фильмы, надеюсь что наш выпуск вдохновит вас прикоснуться к тому, чем кино было при своём рождении. Нам хочется знать ваше мнение — интересны ли вам такие древности, или хочется чего-то более нового?

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
  Первый отечественный художественный фильм — Понизовая вольница (1908) [Электронный ресурс] / // Свет станиц. 2018. № 12 (13). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ko8, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: журнал > Подраздел: Казачья тема в искусстве > Рубрика: Кинообзор

Авторы публикации: .

Свет станиц

Коллектив нашего интернет-журнала

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: