| Размер шрифта: А+А-

Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме

В настоящее время народная одежда окутана множеством стереотипов и мифов. Снимающиеся кинофильмы, сценическая культура и массовое распространение в сети неподтвержденной информации способствуют сложению ошибочного представления человека об образе казака.

Существует мнение о том, что в старые времена казаки не имели собственной культуры и только лишь заимствовали ее части у других народов в результате «походов за зипунами», набегов и межэтнических браков, и от этого четких правил одежда не имела. Другие представляют казаков исключительно как сочетание шаровар с лампасами, гимнастерки и фуражки. Обе позиции не совсем верны.

Попробуем разобрать где миф, а где правда на примере одежды некрасовских и донских казаков и одежды терско-гребенских, линейных и черноморских казаков.

(нажмите на казака, чтобы узнать о его костюме)

 

одежда некрасовских и
донских казаков

одежда терско-гребенских,
линейных и черноморских казаков

 

Одежда некрасовских и донских казаков

Первые авторы, давшие описание мужской одежды донских казаков, называют ее то черкесской, то польской, то татарской, однако их тексты рисуют некий определенный образ казака того времени. Рассмотрим подробнее.

Мужская одежда представляла собой сочетание шаровар, рубахи и нескольких видов кафтанов. Шили одежду преимущественно из сукна, а в нижней части Дона предпочитали щеголять в парчовых, штофных (из плотного шелка), бархатных или атласных кафтанах.

 

  • Изображение войска донского войскового атамана. Иллюстрация к книге Ригельмана А.А. Черкеска с опушкой по краям,под черкеской бешмет, наглухо застегнутый, подпоясан кушаком, за который просунут кинжал на ногах сафьяновые сапоги

 

Бешмет (кафтан или полукафтан) был длиной ниже колен, на груди застегивался на «площи» — род вислых серебряных или позолоченных пуговиц, служивших украшением. Подпоясывался вытканным поясом – «кушаком» с бахромою. [1] За пояс прятался кинжал, висевший на гайтане.

Поверх бешмета носили кафтан с разрезными рукавами и «заковражьями» (обшлагами), который некоторые авторы назвали «черкеской» [1,2].

Чекмень – род кафтана с «несходившимися» полами. Обычно серого или черного цвета, а в праздники — белого. [2]

Рубахи предпочитали с разрезными полами, застегивали на дорогую запонку. [1]

Образ дополняли сапоги из красного и желтого сафьяна Астраханского покроя. Шапки с собольим околышем, верх из красного или голубого бархата вышивали золотом в узор, затем обкладывали позументом. Зимой — шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям опушенные бобром или соболем. [1]

Осенью сверх черкески носили еще другие виды кафтанов: «киреи» — с шелковыми петлицами и мохрами; «азямы» — длинные и широкие по типу бекеши с прямыми рукавами; а также черные бурки из овечьей шерсти; а на шапке черкесский башлык. [1]

 

  • азям

 

Некрасовские казаки, покинувшие Дон в начале 18 века в условиях изоляции в Турции, сохранили частично образ казаков того времени. К примеру, основной одеждой некрасовского казака был тот же бешмет длиной ниже колен, который на груди украшался вислыми пуговицами из металла. Под бешметом – рубахи с вышивкой на груди и широкие шаровары («порты») красного или синего цвета, а на голове барашковая шапка с золотым галуном, а иногда и с золотой кисточкой.

 

  • Община некрасовских казаов в Турции. Фрагмент. Казаки в бешметах с вислыми пуговицами.

 

Старинная одежда казаков позднее стала прототипом для форменного обмундирования казаков на службе в Российской империи, которое нам уже более-менее знакомо и привычно глазу. Повседневная одежда казаков походила на справу, потому как обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу.

Вопреки стереотипам о том, что казаки не носили рубах с вышивкой, которые характерны для русской и украинской культур, именно такие рубахи были частью праздничного гардероба казака. Их редко можно встретить на старинных фотографиях, в основном по причине того, что большинство фотографий сделаны во время службы. Тем не менее, и такие фотографии казаков в вышитых рубахах имеются. Кроме того, фонды некоторых донских музеев хранят некоторые исторические экземпляры.

Вышивка на рубахах располагалась на планке (называлась «манишка» или «наличка»), на стоячем воротнике, подоле и манжетах. Застежка находилась сбоку ворота и планки. Ещё одним вариантом было расположение застёжки по центру. Техники для вышивки использовали разные – как гладью, так и «крестик». Подвязывали такие рубашки вязаным кушаком — пояском с кистями. Пояски вязали из шелковых или шерстяных ниток, длиной в полтора метра, толщиной в палец. В середине была основа — несколько простых ниток, которые обвязывались шелковыми или шерстяными. На обоих концах делали пышные кисти. [4]

 

  • Одининцев Степан Ионович ст. Голубинская х. Мало-Голубой

 

Алёна Яблокова
автор и владелец ателье современной казачьей одежды «Меланья»
исследователь казачьей культуры

терская казачка (ст. Троицкая)

Список источников, использованных в статье
  1. Броневский В.Б. История Донского Войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. Часть третья. СПб., 1834 год.
  2. Котельников Е. Историческое сведение Войска Донского о верхней Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний Евлампием Котельниковым, 1818 год.
  3. Ригельман А. История, или повествование о Донских казаках, 1778 г., Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских, 1846 год.
  4. Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX-начала XXвеков. Каталог. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. 2010 год.

 

 

Одежда терско-гребенских, линейных и черноморских казаков

Жарков М.П., ст. Уманская, 1911 год. Одет в черкеску с украшениями и бешмет

Из всего многообразия мужской казачьей одежды в наши дни наиболее востребован и популярен костюм, бытовавший у кавказских  горцев и казаков Терского и Кубанского войск. Сегодня черкески с бешметами, башлыками и папахами носят артисты песенных и танцевальных коллективов, представители реестровых казачьих обществ и этнических казачьих общин. На сегодняшний день существует немало мастерских по пошиву «казачьей мужской справы», которые работают как на территориях исторического проживания терских и кубанских казаков, так и за их пределами.

Но часто ли то, что нам доводится видеть на артистах ансамблей, реестровых и этнических казаках, соответствует этнографическим образцам?

Существует ли в наши дни культура пошива и ношения этого вида одежды?

И как на самом деле должна выглядеть черкеска?  

В старину пошивом одежды занимались женщины. И горянки, и казачки обшивали всю семью: себя, мужа и детей. В конце XIX века в крупных станицах так же работали профессиональные портные и швеи, услугами которых пользовались, как модницы-казачки, так и щеголи-казаки. «В отношении чистоты одежды, ее цельности, сохранности и аккуратности работы наурцы очень прихотливы. «Сшил, как слил» — говорят они, самодовольно улыбаясь про портного, от которого только что принесли черкеску или бешмет» [1]. Черкески шились из суконной ткани различных цветов: черного, коричневого, серого и т.д. «Костюм его (казака — прим.авт.) — белая или желтая черкеска из верблюжьего сукна, род широкого свободного полукафтанья, без воротника, открытый на груди; из под черкески виднеется щегольской бешмет» [2]. Черкески темных тонов казаки носили в будни, а светлых — по случаю: в большие церковные праздники, на свадьбы и т.д.

 

Казаки 2-го Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска. Нач. XXв.

 

И у казаков, и у кавказских горцев существовала культура ношения черкески. В ней не принято было работать на скотном дворе или в поле. Торсовая часть черкески непременно должна была плотно сидеть на фигуре мужчины, подчеркивая его стать и выправку. Черкески, не соответствующие размеру, носила лишь кавказская беднота, о чем пишет в своей монографии Е.Н.Студенецкая: «Мешковатые черкески «на вырост» шились, в основном, в среде небогатых кавказских крестьян, что служило поводом для насмешек со стороны щеголей князей и дворян» [3].

Черкески имели глубокий V-образный вырез и застегивались на крючки. С обеих сторон от выреза располагались гнезда для газырей «в количестве 14 штук с каждой стороны» [4], хотя их число могло варьироваться. Украшением для праздничных черкесок служили: серебряные цепочки с подвесками в виде месяца, крепившиеся к газырям; китицы («декоративные шнуры с кисточкой из шелковых нитей и конского волоса» [5]); ленты из галунного шнура, которые казаки носили через плечо («дорогой галунный поясок, переброшенный назад через плечо, дополняет красоту костюма» [5]). Юбка черкески имела ярко выраженный запах, т.е. одна пола заходила на другую. Что же касается длины черкески, то в разные времена она варьировалась: чуть ниже колена, до середины икры, в пол.

 

 

Терско-гребенские и линейные казаки носили черкески поверх бешметов. «Бешмет — вид верхней одежды, шился из плотной, покупной, чаще всего темной материи. С воротником — стойкой закрывавшим горло, в талии, делавшийся отрезной»[6]. Бешметы шились из «ситца, бумазеи, рипса, дыма, атласа»[7]. Стеганные на вате бешметы использовались, как теплая одежда для прохладной погоды. Как и черкеска, бешмет кроился в талию и должен был строго соответствовать размеру, подчеркивая фигуру мужчины или юноши. Застегивался бешмет, так же как и черкеска, на крючки, реже на мелкие серебряные пуговицы и воздушные петли. Обычно бешмет шился из ткани, цвет которой был контрастным цвету черкески. Это придавало костюму казака большую красочность и изящество.

 

Юные казаки из ст. Старовеличковской, 1915 год. Одеты в бешметы.

 

Помимо черкесок и бешметов казаки носили исподнее белье (рубахи и порты) и штаны-шаровары, заправленные в сапоги или ноговицы: «… под черкеску надевается бешмет; белье составляет ситцевая в праздник и холщевая в будни рубаха; обувь — сапоги; прежде казаки носили чувяки, бахилки и ноговицы[8]».

Таким образом, одежда казака отвечала сразу нескольким требованиям: удобство, как в бою, так и в быту; тепло в холодное время года и комфорт в теплое; красота и лоск, ведь казаки были известные щеголи. Соответствуют ли этим требованиям современные образцы казачьей мужской одежды? Увы, но далеко не всегда.

Одной из наиболее грубых ошибок в работе современных мастеров по пошиву бешметов и черкесок, является неверный выбор ткани. Ни черкеска, ни бешмет, ни какой либо другой предмет народного костюма, не может быть сшит из синтетической ткани! Из приведенных выше источников следует, что черкески традиционно шились из сукна, а бешметы из натурального атласа, ситца, рипса и других не синтетических тканей. Синтетика для народной одежды не приемлема и противоестественна. Черкески из габардина и бешметы из недорого низкокачественного атласа выглядят бутафорски. Из-за неверного кроя и неправильно подобранной ткани ни черкеска, ни бешмет не сидят по фигуре мужчины, как влитые, а, напротив, висят мешковато; кроме того, материал в таких случаях зачастую начинает «пузыриться». Не менее бутафорски и нелепо на национальной одежде выглядит тесьма или нашитые полосы синтетической ткани, вероятно, имитирующие галунный шнур.

Кроме того, в черкеске, как и в любой другой национальной одежде, абсолютно не уместно наличие подплечников и молний. Черкеска должна застегиваться только на крючки, а бешмет, в свою очередь, на воздушные петли, но не на прорезные. Ни черкеска, ни бешмет не должны иметь крой халата или пиджака с юбкой. Печален тот факт, что среди образцов современной «казачьей справы» чаще попадаются именно «пиджаки с юбками» и «халаты с газырями», выдаваемые за этнографическую одежду.

 

  • Казаки-кубанцы в справе, сшитой по аутентичным образцам

 

Ответить утвердительно на вопросы, заданные в начале статьи, при таком положении дел нельзя. Культура ношения и пошива казачьей одежды в наши дни практически утрачена, а продукция, производимая подавляющим большинством мастерских, не соответствует тому уровню, который задали когда-то наши предки. Массовому производству недоброкачественной национальной одежды сегодня противостоят немногочисленные очаги народной культуры в лице отдельных мастеров или ателье, которые в своей работе ориентируются на бесценный опыт наших предков.

 

Екатерина Гобозова
Искусствовед, преподаватель истории искусства
исследователь казачьей культуры

терская казачка (ст. Наурская)

Список источников, использованных в статье

  1. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 33. Станица Наурская, Терской области. П. А. Востриков, 1904 год.
  2. А.Беляев, Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном, 1805-1850 гг. СПб, 1882 год.
  3. Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX в.в., 1989 год.
  4. М. Абрамчик, Справа казака. К дедам на экзамен. Краснодар: Гиппогриф, 2014 год.
  5. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 33. Станица Наурская, Терской области. П. А. Востриков, 1904 год.
  6. Т.С. Безусько. Кавказ — моя Родина. (Быт и культура майкопских казаков). Исторические очерки., 2001 год.
  7. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.7. Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Учительницы Бороздинского станичного училища, Е. Бутовой, 1889 год.
  8. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.3. Станица Темижбекская и песни, поющиеся в ней. — Учит. Баталпашинского городского училища Е. Передпольский, 1883 год.


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:

Яблокова, А. И. Что на самом деле носили казаки? Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме [Электронный ресурс] / А. И. Яблокова, Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2017. № 1 (1). URL: https://светстаниц.рф/kostum1 (дата обращения: 10.08.2020). ISSN 2619-1539.

Раздел: Культура > Подраздел: Материальная культура > Рубрика: Казачий костюм

Авторы публикации:


Алёна Яблокова
Публикации автора →
Автор и владелец ателье авторской казачьей одежды «МЕЛАНЬЯ», исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Троицкая).

Екатерина Гобозова
Публикации автора →
Искусствовед, исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Наурская).

Комментарии:

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия организаций и материалов из списков по данным ссылкам: », », » и любых других, запрещенных в РФ, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2020 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: