| Размер шрифта: А+А-

Поэзия является инструментом, с помощью которого история объединяется с искусством и оставляет след в нашей памяти. Художественные средства помогают человеку уловить идеи, увидеть образы, заметить подтекст происходящего. В то время как даты и имена теряются в памяти после того, как мы закрываем учебник.

Роль поэзии важна и в понимании казачьей культуры, как неосвоенной и богатой области мирового наследия. В какой-то степени всех её творцов можно назвать первопроходцами. Это обусловили особенности культурного развития казачества. Одной из таких поэтов была Мария Вячеславовна Волкова — сибирская казачка, родившаяся в 1902 году. Ее стихотворение – «Землепроходцы» – объект нашего исследования.

 

Показать / скрыть полный текст стихотворения

 

Закрыв глаза, я вижу их

В угрюмых шрамах боевых,

Таких могучих и суровых…

Их поступь звонко тяжела,

На лбу забота залегла,

Но ищет взгляд просторов новых…

 

Силен и верен взмах руки,

Прямые плечи широки,

Скупы слова, улыбки редки.

Вояки с ног до головы —

Они все были таковы,

Во тьме исчезнувшие предки.

 

За доблесть дел, за горечь ран

Им песни не слагал баян:

Их славный путь прошел украдкой.

Лишь в старой записи порой.

Про подвиг чей-нибудь лихой

Расскажут сдержанно и кратко…

 

Манил восток! Сияли льды…

Влекли звериные следы

В тайге загадочно-дремучей…

В засадах ждал раскосый враг,

Но шли они — за шагом шаг —

Ничем неотвратимой тучей

 

С равнин родного Иртыша

Все дальше-дальше, не спеша.

По диким странам, без дороги

Несли победу казаки,

И вырастали городки,

И мрачно щерились остроги.

 

В забытых малых крепостцах,

Преодолевши женский страх,

Казачки век свой коротали…

Глубоко прятали печаль,

Мужей напутствовали в даль

И не дождавшись, умирали!

 

У них была прямая цель:

Искать неведомых земель,

Терпеть тоску полярной ночи.

Блуждать, где не был человек,

И к берегам Сибирских рек

Влачить дощанники* и кочи.**

 

Застывших мамонтов стада

Они встречали иногда

В печальном неживом просторе.

И колыхало смельчаков

Средь грозно наплывавших льдов,

Студеное седое море…

 

Чутьем весенних птичьих стай

Нашли они Даурский -край,

Где виноград обнялся с дубом.

И шелк Амурских соболей

В подарок слали для царей.

— С тысячелетним «рыбьим зубом». ***

 

Был туг и медлен ход веков,

И вот руками казаков

Разрушен заговор природы.

И груды нетронутой земли,

Что тишь с безлюдьем берегли,

Одели ласковые всходы,

 

Давно покорны дикари,

Везде, куда ни посмотри,

Все тонет в сытости и мире.

И медный православный звон

Гудит-летит со всех сторон,

По русской ставшею Сибири.

 

Прекрасна юная страна,

Глядит в грядущее она,

Но сказ времен о ней неведом.

Ее узнать и впрямь и вкось

Лишь в трех столетьях удалось

Моим неутомимым дедам.

 

Они стреляли,хмуря бровь,

В несчетных стычках лили кровь,

Они рождались,чтоб бороться.

И в строгой ревности своей

Обогатили трон царей

Безвестные землепроходцы.

 


* Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России.

Дощаник, автор работы Nemets.

** Коч — русское мореходное парусное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное, промысловое, парусно-гребное, XI—XIX веков.

Реплика большого традиционного поморского палубного коча XVIII века (клуб «Полярный Одиссей», Петрозаводск).

*** Рыбий зуб — моржовые клыки.

Представительница юитов (сибирские эскимосы) держит моржовые бивни, дореволюционное фото.

Показать / скрыть фрагмент статьи об авторе стихотворения из книги: Ленивов, А.К. Галерея казачьих писателей. Историческое исследование / Т. 1. - Нью-Йорк: Казачье-Американский Народный Союз, I960.

(Чтобы увеличить текст, нажмите на него)

 

Произведение достаточно большое. Поэтому, помимо основной тематики  – судьбы землепроходцев-казаков – можно выделить несколько подтем. Это и женская судьба казачек, и образ казака-землепроходца, и результаты их освоения земель. Они раскрывают основную тему, уточняя и детализируя те или иные моменты.

Однако, всё стихотворение всё равно работает на одну идейную задачу: Мария Вячеславовна Волкова старалась не только передать героизм казаков, отображая все трудности их судьбы и результаты, которых они достигли, но и сказать читателю, что вот этих-то значимых людей не помнит история, они затерялись за спинами царей и известных героев всевозможных войн.

Особенностью стихотворения является то, что оно делится с помощью ритма и рифмы на части. И точно так же, как землепроходцы в произведении, постепенно «шаг за шагом» осваивают землю, мы движемся по строкам. Ритм делит стихотворении на части – каждые три строки. Они составляют из себя отдельную смысловую единицу. А рифма объединяет каждые шесть строк в своеобразную строфу. Рифмовка в них сроится по следующей схеме:

 

Чутьём весенних птичьих стай (а)

Нашли они Даурский — край,     (а)

           Где виноград обнялся с дубом. (б)

И шелк Амурских соболей       (в)

В подарок слали для царей.      (в)

           — С тысячелетним «рыбьим зубом». (б)

 

Эта нетипичная схема произведения задает особый характер исследованию авторской мысли. Также можно предположить, что такая оправданная вольность в стихосложении Волковой — не только веяние времени (20 век со всеми его экспериментами в поэзии), но и выражение самобытности казачьей культуры.

Так, по шагам мы следуем по не менее интересной композиции произведения. Особенности строения стихотворения дают автору возможность поиграть с делением на тематические и смысловые части.  В завязке повествования произведения лирический герой описывает образ землепроходцев, привлекая интерес читателя:

 

Закрыв глаза, я вижу их

 В угрюмых шрамах боевых,

           Таких могучих и суровых…

Их поступь звонко тяжела,

На лбу забота залегла,

           Но ищет взгляд просторов новых.

Силен и верен взмах руки,

Прямые плечи широки,

           Скупы слова улыбки редки.

 Вояки с ног до головы –

Они все были таковы,

           Во тьме исчезнувшие предки.

 

Далее следует большая часть, в которой автор раскрывает трудности и несправедливости судьбы этих первопроходцев. Шаг за шагом сменяются декорации стихотворения. Вот казаки начинают своё освоение земель, мы видим тайгу, раскосого врага, реки. После пейзаж сменяется неживыми просторами, останками мамонтов, и вот природа становится единственным «врагом», и третий этап — выход к морю и его «грозно наплывающие льды»… Легко, с помощью нескольких мазков Волкова создает различные образы, и мы начинаем сочувствовать землепроходцам.

Несколько раз соседние строфы с различными темами объединяет только этот самый ритм. Так автор перескакивает от тайги к казачкам и к цели землепроходцев, а потом снова к пейзажам, однако мы не теряем ход мысли и покорно следуем дальше.

Чем дальше, тем более сурова земля и вот развязка: «разрушен заговор природы». Страна, освоенная казаками, процветает и с ожиданием смотрит в будущее, однако, идея ещё не закончена. Волкова закольцовывает композицию, напоследок снова возвращаясь к образам казаков, которых мы встретили в самом начале, и завершает произведение горькая ирония: казаки-герои, достойные по праву первенства этом предприятии почестей остаются за страницами истории:

 

Они стреляли, хмуря бровь,

В несчетных стычках лили кровь,

            Они рождались, чтоб бороться.

И в строгой ревности своей

           Обогатили трон царей

Безвестные землепроходцы.

 

Особенностью стихотворения также является частая смена времени. Если классические поэты считали нужным держать свои глаголы в одной временной точке, то наша казачка создает особую игру, перемещая нас то в прошлое, то в настоящее, то в будущее. Начинается стихотворение с «здесь и сейчас», а затем, для раскрытия сюжета погружается в то, что уже было единожды, между сплошным прошлым появляется и будущее:

 

Лишь в старой записи порой.

Про подвиг чей-нибудь лихой

Расскажут сдержанно и кратко…

 

И вот уже ближе к развязке мы, видя результаты походов казаков, возвращаемся в настоящее. С помощью игры времён создаётся контраст суровой природы и радостной цветущей страны. Здесь тоже появляется оттенок будущего, но не в форме глагола, а в том, как страна «глядит в будущее», и в конце, чтобы вернуть читателя к исходу судьбы землепроходцев, Волкова вновь использует глаголы прошедшего времени.

Стиль стихосложения поэтессы является интересной областью исследования для любого литературоведа. Даже несмотря на некоторые отхождения от классического стройного стиха, в котором Волкова отдаёт предпочтению смыслу, а не строгому ритму:

 

И груды нетронутой земли,

Что тишь с безлюдьем берегли…

 

Её творчество является уникальным вкладом в казачью культуру. Можно также сказать, что и казачья культура, воспитание в военной среде  — внесли свой вклад в смелое и свободолюбивое владение словом М.В. Волковой.

Наряду с этими чертами, творчество ее переполняет разнообразие художественных средств и литературных приемов. Например, можно выделить то, как часто в стихотворении она употребила краткие формы прилагательных:

 

Их поступь звонко тяжела,

На лбу забота залегла,

Но ищет взгляд просторов новых.

Силен и верен взмах руки,

Прямые плечи широки,

Скупы слова улыбки редки.

Вояки с ног до головы –

Они все были таковы,

Во тьме исчезнувшие предки.

 

Этот приём придал образу казаков более чёткий и брутальный вид.

То она умело использовала глаголы состояния и существительные состояния, чтобы передать процессы, происходившие в этой части истории России: «заговор», «тишь», «безлюдье», «застывших», «был туг», «глядит», «гудит-летит»…

А так же то, как особыми деталями она усилила воздействие образов на читателя: «застывших мамонтов стада», «где виноград обнялся с дубом».

Таким образом, можно сделать вывод, что с помощью своего стиля М.В. Волкова максимально точно и эффектно раскрыла волнующие ее душу идеи. Образы героев-казаков раскрылись для нас в новом свете и с новыми подвигами. То, что не сделали учебники истории, совершила поэтесса и оставила след в нашей памяти и в сердцах. А мы снова, как исследователи казачьего творчества, убеждаемся в его неповторимых талантах и бесценном вкладе в мировую культуру. 

Список источников, использованных в статье

  1. Ленивов, А.К. Галерея казачьих писателей. Историческое исследование / Т. 1. — Нью-Йорк: Казачье-Американский Народный Союз, I960.


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:

Кобель, М. Р. И шли они за шагом шаг… Казаки в стихотворении М. В. Волковой «Землепроходцы» [Электронный ресурс] / М. Р. Кобель // Свет станиц. 2018. № 8 (9). URL: https://светстаниц.рф/kp4 (дата обращения: 21.10.2020). ISSN 2619-1539.

Раздел: Культура > Подраздел: Художественная культура > Рубрика: Казаки пишут...

Автор публикации:


Маргарита Кобель
Публикации автора →
Бакалавр Дизайна, потомок запорожских казаков, прошла программу повышения квалификации «Современная научная периодика» в ГАУГН при РАН и стажировку в научных журналах РАН.

Комментарии:

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия организаций и материалов из списков по данным ссылкам: », », » и любых других, запрещенных в РФ, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2020 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: