Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Мамишова, Д. Ш. Как казак в стихотворении А. А. Леонова «Дома» со службы возвратился [Электронный ресурс] / Д. Ш. Мамишова, Н. С. Арсеньев // Свет станиц. 2019. № 2 (15). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/kp7, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)

Тема войны и воинской службы Отечеству — это несомненно та нить человечества, которая никогда не порвется, ведь память о падших в сражениях, память о разрушенных судьбах людей, о детях ставших сиротами, о целых семьях, которых погубила война — будет вечна. 

Вот и в стихотворении «Дома» автор создаёт живую картину возвращения сына, мужа и отца в одном лице — домой с войны или просто службы (которая на границах, да и внутренних территориях империи всегда неспокойна).

Он со службы воротился…
Перед церковью Святой,
Слез с коня, перекрестился
И кивнул всем головой!.. 

Здравствуй, Таня — черноброва!
Здравствуй, дедушка — Тарас!..
Все-ли живы? Все-ли здоровы?
Все-ль попрежнему у вас?

Вот и я, к вам воротился,
Тот-же всё, как прежде — я;
Хот порядком износился,
Где —же Дарьюшка моя?

Дарья с криком прибежала…
«Свет, голубчик! Дорогой!..
День и ночь я вспоминала,
Про тебя сердечный мой…»

«Не печалься, друг желанный!
Слава Богу, я здоров.
Только знаешь, все-ль исправно
У тебя-то, без грехов?»

И отдав коня сынишке,
Пику — дочери меньшой,
Он к родимому домишке.
Шёл, обнявшися с женой!..

Итак, Донской казак 19 века, А. А. Леонов — талантливый писатель «золотого века» русской литературы, ставший так популярен в свою эпоху, что его стихи были положены на музыку, входили в литературные хрестоматии, и просто разучивались наизусть, фольклоризируемые в казачьи песни. Автор известного стихотворения «Дома», которое распространяли по рукам в рукописях. Тема и проблема в нем — благородна и чувственна: возвращение домой со службы. Сколько эмоций и противоречий вызывает вызывает у нас одно слово «война», но никогда не ощутить до конца её тем, кто не прошёл через это. Как пройти через весь этот земной ад, выжить и вернуться — домой. 

Да, домой в неизвестность. Ждет ли всё еще тебя кто-то? Живы ли родители, верна ли жена? Главная задача бойца — это дойти до дома:

«Он со службы воротился…
Перед церковью, Святой, 
Слез с коня, перекрестился 
И кивнул всем головой!..»

С первого четверостишья чувствуется душевное облегчение героя и благодарность Богу за то, что он услышал все его мольбы — и одна мысль — «Я дома!». В то же время, возможно только сейчас, он замечает, что и сам успел немного измениться за это время, но надеется, что будет принят тем, кем когда-то ушёл и, благодаря вниманию и пониманию близких, вскоре восстановится:

Вот и я, к вам воротился,
Тот-же всё, как прежде — я;
Хот порядком износился,

Наш герой сразу пытается найти свою жену, происходит их объяснение, в котором, как и во всём стихотворении и вообще творчестве автора неразрывно сочетаются следование приёмам русской литературы и использование её символов, включающих в себя романтические отсылки к русским и общим древним восточно-славянским образам с казачьими образами, традициями и ценностями. Беседа это одновременно строга, и добродушна, кодифицирована обычаем и спонтанна, и целомудренна и чувственна:

«Свет, голубчик! Дорогой!..
День и ночь я вспоминала,
Про тебя сердечный мой…»

«Не печалься, друг желанный!
Слава Богу, я здоров.
Только знаешь, все-ль исправно
У тебя-то, без грехов?»

Описательно-повествовательное окончание стихотворения вновь возвращает нас к внешней форме описываемых событий, оно обратно началу описывающего наоборот сцену проводов казака на службу стихотворения «Конь боевой» современника Леонова, донского казака, генерал-майора А. В. Туроверова, ставшего основой для известной казачьей песни «Конь боевой с походным вьюком». Как объяснить такое красивое совпадение, конечно известные поэты-земляки должны были знать о творчестве друг-друга, но, даже и если бы не знали, то росли в одной литературной и бытовой традиции:

И отдав коня сынишке,
Пику — дочери меньшой,
Он к родимому домишке.
Шёл, обнявшися с женой!..

Возможно, кто-то из читателей услышит в этих строках самого Пушкина, но правильнее будет сказать, что находится в них «золотой век» поэзии Дона, бывшего когда-то часть античного греко-римского, а опосредованно через Западный склон Кавказа, и древневосточного мира, в которых и зародилась мировая художественная литература, а значит, при попадании региона в орбиты новой империи «Москвы -Третьего Рима», следует ожидать и её высоких ретрансляций, но не скучных и неумелых копий, а поднятия своей локальной, выходящей из фольклора традиции на мировой уровень.

Познакомившись с произведением, узнаем побольше о его авторе из эмигрантской работы «Галлерея казачьих писателей. Историческое исследование»:

«Казачий поэт — природный Донской казак Алексей Алексеевич Леонов, родился 29 ноября 1815 года в Новочеркасске, в семье казачьего сотника А.И.Леонова, участника войн против Наполеона в 1807-1814 годах.

А.А.Леонов окончил Харьковский Университет,как стипендиат Донского Войска,в 1839 году,со званием действительного студента.

Уже в ранние студенческие годы,А.А.Леонов начал писать свои стихотворения на казачьи темы, чтение которых им в студенческом литературном кружке ».производило всегда глубокое впечатление на слушателей.

С окончанием Харьковского Университета,А.А.Леонов должен был возвратиться на Дон для отбывания службы, как Войсковой стипендиат, получив назначение преподавателем в Окружном училище, в станице Нижне-Чирской. Однако, Леонов здесь долго не был, через год добился своего перевода в Новочеркасск, как преподаватель истории в. Войсковой мужской классической гимназии.

<…>

Находясь в Новочеркасске, А.А.Леонов стал заниматься усиленно литературным трудом, отдавая последнему все свое свободное время от службы в гимназии.В этот период времени им были написаны многочисленные стихотворения, большая часть которых была посвящена Дону, его природе и Донским казакам.

<…>

Стихотворения казачьего поэта А.А.Леонова,были изданы в печати в трех различных изданиях:
1/»Стихотворения Алексея Леонова».В Университетской типографии.Харьков. 1839 год./В данном сборнике были напечатаны все стихотворения А.А.Леонова,написанные им в 1834-1839 годах,прим.наше/.
2/А.А.Леонов:»Современные песни».Новочеркасск.1855. год.
3/А.А.Леонов :»Полное .собрание стихотворений».Издание Я.А.Карнеева.Типография Малахова.Москва.1882 год.
Появление поэтических произведений А.А.Леонова в печати, было встречено благожелательно не только в казачьей среде, но и просто, читающей, публикой, в частности литературной критикой, отнесшейся весьма благосклонно к казачьему писателю-литератору.

Знаменитый литературный критик средины XIX столетия В.Г.Белинский, ознакомившись с изданными сборниками поэзии А.А.Леонова, вынес определенное суждение, выразившееся в следующих словах:
«…Стихотворения казачьего поэта А.А.Леонова приятно изумили нас.Вместо обыкновенной в наше время стихотворной галиматьи, мы увидели если не художественное,то местами теплое неподдельное чувство,местами прекрасные стихи,обнаруживающие в авторе решительный талант к поэзии.Если Леонов еще очень молодой человек, то из него некогда может развиться примечательное дарование, особенно, если он будет меньше писать, а больше развиваться наукою.
Главным недостатком стихотворений А.А.Леонова,является невыдержанность: иногда в пьесе и стихи хорошие,и чувство есть, а в целом,оно,ни то,ни сё, а Бог знает что; иногда прекрасное стихотворение портится дурным стихом,изысканной фразой».

Наиболее удачными стихотворениями А.А.Леонова Белинский признает: «Калмыцкую свадьбу» , «Камышник» и «Две души». В последнем отношении, Белинский сделал признание со следующей оговоркой:
«…если бы вся эта пьеса А.А.Леонова, была выдержана и не отличалась мистическим содержанием!».
Единственный в сущности упрек Белинского в отношении поэта А.А.Леонова, зиждился в том, что «казачий писатель-поэт Леонов утверждает отчаянно-элегический тон разочарования в некоторых своих пьесах…».

(конечно критик судил со своих позиций литературоведения своего времени, детерминируемого современной ему философией, в наше же время, после уроков модерна, модернизма и постмодернизма, а также более глубокого изучения античной и других региональных литератур, то, в что Белинскому казалось недопустимым, признаётся вполне имеющим право на существование. Радует же внимание же критика литературной элиты того времени к творчеству казачьего поэта — прим.Н.С.Арсеньева)

Известный театральный критик той эпохи Сенковский, сходился вполне с Белинским, в cвоём: отзыве о А,А.Леонове, говоря: «Стихи Леонова, и в самом деле-хороши, местами даже проглядывает чувство, и вообще видно,что Леонов имеет поэтический талант, который
заслуживает одобрения.Докзательством может служить его лучшее стихотворение : «К смерти», в котором Леонов воспевает казацкую удаль, Дон и прочее, как и красиво написанные пьесы: «Односумы» и другие.

Помимо отмеченных уже различных стихотворений А.А.Леонова, наиболее известными с художественной стороны-являются следующие стихотворения:»Донская песня»,»Отчизна», «Поход», «Воевода», «Расставанье», «Бабушка и внук»и другие.

Кроме поэтических произведений,А.А.Леонов проявил себя и как очень одаренный и талантливый казачий драматург.Им были написаны многие пьесы и различные сцены из казачьей военной и повседневной жизни.К числу наиболее известных его пьес, ставившихся не только на сценах казачьих театров,но и на сценах столичных театров/С.Петербург Москва/, принадлежат пьесы:»На побывке», «Казачья уха»,»Терпи казак — Атаманом будешь». Кроме отмеченного, А.А.Леонов систематически работал и в области изучения истории Донского Войска, используя первоисточники архивных материалов о казаках, на что имел специальное разрешение для обследования всех архивов на Дону.К числу его наиболее ценных исторических работ, относятся следующие:
1/А.А.Леонов:»Анекдот о М.И.Платове».Газ.»Донские Войсковые Ведомости»№10,стр.46-47. Новочеркасск. 1854 год.
2/A.А.Леонов:»Краткая опись некоторых исторических актов».Там же, №17 1853 год и №№46 и 49,1862 год.Новочеркасск.
3/А.А.Леонов «Казаки».Там же, №№26-28.Новочеркасск.1862 год.
4/А.А.Леонов:»Донской Войсковой Круг».Там же,№№26-28.Новочеркасск.Июль 1863 года.
5/А.А.Леонов:»Войсковой Круг».28 стр.Брошура.Новоч-ск.1867.
6/А.А.Леонов:»Донской Атаман Степан Ефремов».78 стр.Брошура. Новочеркасск.1874 год.
7/А.А.Леонов:»Трехсотлетие завоевания Сибири».»Русский Исторический Архив».С.Петербург.1875 год.
8/А.А.Леонов:»Как поступали в казаки».»Русская Старина».С.Петербург.1881 год.

В 1855 году А.А.Леонов оставил преподавание в Войсковой мужской классической гимназии в Новочеркасске и перешел на военную службу,где в 1864 году был произведен в чин полковника, выйдя в отставку в 1869 году. Проживая постоянно в Новочеркасске,А.А.Леонов принимал самое деятельное сотрудничество в местных казачьих газетах: «Донской Справочный Листок», «Донские Войсковые Ведомости» и др., помещая там свои статьи и очерки на исторические темы. Славный казачий патриот, писатель-поэт А.А.Леонов одновременно был и большим казаком, всегда выступая на защиту престижа казачьего имени: 
«Казак — это прежде всего синоним свободы, равенства и братства, а Потом уже храбрый воин и наезднйк!» — утверждал А.А.Леонов на страницах казачьей печати в газете :»Донские Войсковые Ведомости» ,носившей характер областного оффициоза.
Даже те люди, которые не желали-признавать А.А.Леонова, как выдающегося казачьего патриот, принуждены были писать на страницах столичной прессы следующие показательные признания:
«…На все явления казачьей жизни,А.А.Леонов отзывался горячо и всей душой. Чуждый фальшивого верованья в чужеземные бытовые формы,несвойственные условиям казачьего быта,Леонов горячо ратовал за сохранение тех исторических привиллегий, которые были даны историческим путем на Дону и подтверждены царем.»
/Газета:»Санкт-Петербургские Ведомости», №224.1870 год/.

Будучи уже в отставке,А.А,Леонов был привлечен в качестве Непременного Члена Комитета для составления проекта о земских учреждениях на Дону, как знаток Казачьей Истории, казаков и их быта. Полковник А.А.Леонов.выдающийся казачий поэт-писатель, скончался в Новочеркасске 9 мая 1882 года., в возрасте 67 лет и был похоронен на местном городском кладбище.» [1]

Список источников, использованных в статье

  1. Ленивов, А.К. Галлерея казачьих писателей. Историческое исследование / Т. 1. — Нью-Йорк: Казачье-Американский Народный Союз, I960.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Мамишова, Д. Ш. Как казак в стихотворении А. А. Леонова «Дома» со службы возвратился [Электронный ресурс] / Д. Ш. Мамишова, Н. С. Арсеньев // Свет станиц. 2019. № 2 (15). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/kp7, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: Культура > Подраздел: Художественная культура > Рубрика: Казаки пишут...

Авторы публикации: и .

Диана Мамишова

Студент факультета истории, политологии и права Историко-филологического института МГОУ

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: