Разрушаем современные стереотипы о казачьих традициях

Многим известно, что формой казачьего самоуправления являлся круг (сход). Казаки собирались на площади обычно перед станичной избой, образовывали круг, снимали шапки. В центр круга выходил атаман с есаулами и предлагал на обсуждение разные вопросы. Главным принципом деятельности круга было равенство его участников. Атаман не имел никаких преимуществ перед обычным казаком, его голос был равен голосу любого участника схода, а предложить вопрос на обсуждения мог и простой казак вне зависимости от звания и чина. [1]

​Вопросы, на таких сходах в основном касались внутренних войсковых дел, избрания атамана, экономических дел, выборов церковных старост, смотрителей хлебного магазина, писарей, лесных и полевых сторожей, учреждения начальных училищ и других вопросов [2]. К участию в сходе не допускались осужденные и наказанные лица. [2,3] Об обязательном присутствии священнослужителей, возможности участия женщин с правом голоса, а равно о проведении каких-либо религиозных обрядов и действий на кругах не упоминается.

​Некрасовские казаки в эмиграции также сохранили традиции управления жизнью своего селения с помощью круга. На кругах происходили выборы атаманов и есаулов, решались экономические вопросы. Однако некрасовский круг обладал еще и судейскими полномочиями осуждая или оправдывая нарушителей Заветов Игната. Не смотря на турецкое подданство, некрасовский круг имел право карать членов своей общины по собственным законам вплоть до смертной казни. [4]

​В настоящее время традиции проведения круга претерпели изменения. Одними из самых извращенных и совершенно диких традиций современных казаков являются выборы атаманов. Казачьи общества, занимающиеся подобными действами, прописывают эти традиции в своих нормативных документах (уставах, положениях и т. д.), ссылаясь на некие старинные обряды и традиции. На самом деле ничего из демонстрируемого ими не имеет общего с прошлой действительностью.

​К примеру, на современных кругах по выбору атамана кандидата на должность и раздевают и рвут майку или рубашку, держа при этом его за обе руки, привязывают к стулу с завязанным башлыком на голове и лице по типу шапки палача, бьют по спине нагайкой. Никого из участников круга странность процесса не смущает, ведь все считают, это казачьими традициями. Причем таким традициям даже предлагаются трактовки. Так, раздевание и разрыв рубашки объясняется необходимостью убедиться в том, действительно ли кандидат в атаманы является православным, а за руки держат для того, чтобы атаман не потерял некие силы.

​Чтобы разобраться в том, где правда, а где ложь, достаточно просто включить здравый ум и логику. Подумайте сами… в атаманы выбирали тех казаков, которых знали, которым доверяли, с которыми не раз были в бою, с которыми выросли в одной станице. Имеется ли нужда проверять, является ли этот человек православным? Особенно, если учесть уровень религиозного самосознания людей прошлых веков.

​А как на самом деле происходила избрание атамана? Отличное описание этого процесса дал в 1834 году В. Броневский: «Когда соберется довольно много народу, войсковой атаман, окруженный людьми начальными и бывалыми, предшествуемый есаулами, и предносимый войсковыми регалиями, сам с булавой в руках, выходил из избы и становился посреди собрания. Есаулы, положив жезлы свои и шапки на землю, читали молитву, кланялись сперва атаману, а потом на все стороны казакам. После сего брали они жезлы и шапки, подходили к атаману, и приняв от него приказание, возглашали: «Помолчите, атаманы молодцы, и все великое Донское войско!». За сим есаулы объясняли дело словесно и, наконец, вопрошали: «Любо ли вам, атаманы молодцы?». Тогда со всех сторон казаки кричали : «любо» или «не любо». В последнем случае атаман сам объяснял дело, толковал пользу его, склонял к своему мнению; но убеждений его редко слушали и воля народа исполнялась. <…> Сменяемый атаман, сняв шапку, кланялся казакам на все четыре стороны и потом смиренно клал булаву на стол, поставленный посреди круга. Вновь избранный атаман, приняв булаву из рук есаула, также кланялся, благодарил за честь и клялся атаманам-казакам не щадить жизни для отечества и радеть об общем деле.» [3]

Список источников, использованных в статье

  1. Материалы для обычного права собранные Михаилом Харузиным Выпуск первый МОСКВА Типография М.П.Щепкина, Средняя Кисловка, д. Волковых 1885 год.
  2. С. Номикосов. Статистическое описание области войска Донского, 1884 год.
  3. В. Броневский История Донского войска. Описание Донской земли, 1834 год.
  4. В. Иванов-Желудков. Русское село в малой Азии. // Русский вестник, № 6, 1866 год.


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:

Яблокова, А. И. Казачий круг. Избрание атамана. Как это было? [Электронный ресурс] / А. И. Яблокова // Свет станиц. 2017. № 1 (1). URL: https://светстаниц.рф/kt1 (дата обращения: 09.07.2020). ISSN 2619-1539.

Раздел: Культура > Подраздел: Духовная культура > Рубрика: Казачьи традиции

Автор публикации:


Алёна Яблокова
Публикации автора →
Автор и владелец ателье авторской казачьей одежды «МЕЛАНЬЯ», исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Троицкая).

Комментарии:

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия организаций и материалов из списков по данным ссылкам: », », » и любых других, запрещенных в РФ, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2020 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: