Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. Святочные гадания в традициях казаков [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2019. № 1 (14). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/kt10, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)

Как и повсеместно в России, святочный период в казачьих станицах был связан с гаданиями. Особенно действенным считалось гадание под Новый год (сейчас Старый новый год, наступающий в ночь с 13 на 14 января), то есть в Щедрый вечер. Как правило, к гаданиям прибегали с целью узнать свою судьбу: суждено ли в наступившем году выйти замуж или жениться, богат будет жених или беден, красивой будет невеста или дурна собой, и т.д. Способы гаданий были самые разнообразные и многие из них описаны в дореволюционной этнографической литературе.

Гадания, записанные в городах и станицах кубанских казаков:

В станице Воронежской: «Ловят курицу или петуха, сажают под сито или решето, дают есть зерно, и, подержав немного, выпускают, после чего считают зерна: если выйдет четное число, желание исполнится. Считают в любом плетне девять кольев. Девятый означает невесту или жениха; если кол шероховат, в коре или сучьях, то невеста или жених будут богатые, если гладок или кривой, то невеста или жених будут бедны и некрасивы» [1];

Николай Пимоненко. Святочное гадание. 1888 год.

В городе Ейске: «Накануне Нового года, когда люди выходят из церкви, девушки и парубки идут им навстречу, каждый отдельно, и к первому встречному подходят, обыкновенно девушки к мужчинам, а парубки к женщинам, и спрашивают имя. Сказанное имя и будет именем их будущих суженных. Через ворота бросают девицы башмак, загадавши, в какой стороне живет жених, — и смотрят, куда обращен носок башмака. Девушки, желая увидеть жениха, ложатся на новом месте, говоря: «ложусь на новом месте, приснись жених невесте». Из соломенной крыши девица под Новый год выдергивает пук соломы и находит в нем хлебные зерна, собирает их и считает парами: если выйдет чет, девица выйдет в наступающем году замуж» [2];

Из приведенных источников следует, что вопреки общепринятому мнению, к гаданиям прибегали не только незамужние девушки, но и неженатые парни.

В станице Бесленеевской «девушки, выйдя на улицу, прислушиваются, откуда несется лай собак, и заключают: с той стороны, откуда он слышится, придет суженый» [3];

В станице Темижбекской «девушка, желая узнать, выйдет ли она в предстоящем году замуж, берет в руки три ложки и идет под соседнюю избу; если в это время скажут «пошел» или что-нибудь в этом роде, то ее судьба будет решена в этом году, а, если скажут «сядь» или в роде этого что-нибудь, то значит – ей еще суждено год просидеть в девках» [4].

Некоторые виды гаданий записаны так же в станицах оренбургских казаков: «девушки гадают о суженных-ряженных: выходят на перекрестки, подслушивают под окошками, бросают за ворота башмаки, высматривают свою судьбу на месяце, льют олово и воск, таскают с насестов петухов, садятся в снег и т.д.» [5].

Со стороны станичного духовенства гадания вызывали неодобрение и осуждение, как отголосок язычества и действа, в ходе которых человек вступает в связь с нечистой силой. Однако, не смотря на это, молодежь продолжала гадать, причем, делала это не только на Святки, но и в праздники весенне-летнего цикла: Семик и Духов День.

Список источников, использованных в статье

  1. Д.В.Шахов. Воронежская станица, статистико-этнографическое описание, 1883 год;
  2. П.Горбанев. Суеверия, приметы, поверия, гадания и заговоры, распространенные среди жителей города Ейска, 1893 год;
  3. П.Близнюков. Станица Бесленеевская Кубанской области Майкопского уезда, 1888 год;
  4. Е.Передпольский. Станица Темижбекская и песни, поющиеся в ней, 1883 год;
  5. Ф.Стариков. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска, 1891 год.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. Святочные гадания в традициях казаков [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2019. № 1 (14). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/kt10, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Екатерина Гобозова

Искусствовед, исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Наурская)

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: