Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. Как казаки праздновали Пасху? [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2019. № 4 (17). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/kt13, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)

Пасха Христова, как «праздников праздник» и «торжество из торжеств» была для станичников очень важным событием. Ее ожидали с трепетом и благоговением, к ней готовились и хлопотали, стараясь успеть закончить все домашние дела вовремя. В Великий четверг (в народе этот день еще называли «Чистым четвергом») мужчины-казаки «забивали скот для праздничного обеда, женщины-казачки пекли куличи и готовили творожные пасхи, красили яйца» [1]. В Великую субботу все, приготовленные казачками дары, освящались в храмах.

К Пасхе станичники убирались в домах и на базу, белили стены и обновляли полы, женщины наводили порядок в сундуках, шили новую одежду или чинили старую. «Задолго до наступления праздника все запасаются новой одеждой, сапогами, чувяками, ноговицами. Мужчины заказывают бешметы и черкески, а женщины дипломаты*, пелерины, жакетки. Детям тоже заготавливают новые костюмы» [2]. Пойти нарядными на праздничную службу — считалось делом обязательным.

Ст. Новодеревянковская, источник фото: http://kubangenealogy.ucoz.ru

После длительных хлопот и приготовлений, после строгого 40-дневного поста, наступала долгожданная Пасха. «В великий день, на заутрени, при провозглашении: «Христос воскресе!» православные начинают празднование целованием христианским в губы, без различия лет, лиц и пола» [3]. Всю Светлую Седмицу казаки проводили в гуляниях, играх, походах по гостям.

Традиции празднования Пасхи, в целом, схожи у всех казаков, не зависимо от войска и региона проживания. Повсеместно излюбленным развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях и многочисленные игры.

«Популярным развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях, которых существовало несколько видов: два столба с перекладиной, на которой крепилась веревка; столб с колесом наверху, к которому привязывались веревки с петлями на концах; доска на бревне, на которой прыгали» [4]; «На Пасху устраиваются качели, около которых в течение всего праздника происходят игры, танцы, поются песни и составляются хороводы» [5]; «На Пасхе устраивают качели и начинают водить хороводы, продолжающиеся до глубокой осени» [6].

Дети и молодежь забавлялись всевозможными играми: катали крашеные яйца, играли в мяч, среди парней и девушек особой популярностью пользовались «целовальные» игры.

Игра в «кулючки» (Дон)

«Игра состоит в следующем: красавицы разделяются на две партии; первая из них по жребию прячется попарно в закоулках; вторая так же попарно, должна отыскивать спрятавшихся и, подозрив, бежать вместе с сысканными к матке **, стараясь опередить их. Через сие проворство вторые пары приобретают выгодное право прятаться. Право сие важным почитается потому, что мужчины, которым хочется похристосоваться или слово-два молвить своей любезной, внезапно нападают на робких красавиц в сокровенных местах и, не смотря на крик и смех, дерзновенно получают лишний, непозволительный поцелуй» [7].

Игра в катание яиц (Сибирь)

« … игра устраивалась на лужайке, где по диаметру 2-3 м. убирали траву и ставили лоток на высоту 10-30 см. Яйца участников раскладывали по кругу. Тот, кто скатывал яйцо по лотку, забирал себе те яйца, которые были задеты скатившимся яйцом. Смысл этой игры заключался в том, чтобы собрать как можно больше яиц» [8].

На Пасху так же начиналось вождение хороводов, которое длилось все лето и до поздней осени. В хороводах принимали участие незамужние девушки и неженатые парни, а так же молодожены на первом году семейной жизни.

Ст. Цимлянская, хоровод, фото 1875-76 гг.

Празднование Пасхи длилось всю Светлую Седмицу. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости, в домах накрывались обильные столы, все непременно «христосовались». Например, в станице Бороздинской Терской области существовала шуточная традиция: «всякого, не бывшего на второй день Пасхи у заутрени, обливают у колодца холодной водой. Не желая подвергаться довольно не приятной шутке, провинившийся предлагает за себя выкуп, конечно, на выпивку» [9]. Таким образом, из домов «виновных» казаки выходили уже изрядно выпившими.

Всеобщее веселье длилось в станицах вплоть до Красной горки или Антипасхи — первого воскресения после Пасхи. На Дону этот день был связан с «выкупом весны». После подношения крашеных яиц атаману и старикам, девушки «выкупали весну» и получали символическое разрешение на веселье, вождение хороводов и пение веснянок. Этот обычай описан М. Н. Харузиным: « … подходят к собранию девушки с блюдом крашеных яиц, которое они подносят атаману и старикам. Это называется «выкупать весну» или «Красную Горку», то есть, по объяснению казаков, просить взамен принесенных в дар яиц позволения поиграть и повеселиться. Для этого выкупа весны каждая девушка приносит из дому одно яйцо. Атаман, приняв девичий дар, дает им водки. Потом девушки выходят на поляну за станицу и угощают друг друга, а затем начинают петь веснянки, играют весенние игры, «заплетают и расплетают плетень» и водят хороводы» [10].

Следующей важной церковной датой и значимым событием в весенне-летнем календарном цикле, был праздник Троицы, а так же предшествующий ему Семик.


Примечания:

* дипломат — в станице Наурской так называли женские шерстяные пальто и теплые платья, которые носили в межсезонье;

** матка — вероятно, человек, выполняющий роль главного в игре

Список источников, использованных в статье

  1. Буханенкова Н.Н. День святой — Великий Пост // Автор Дона. Режим доступа: http://www.avtor-dona.ru;
  2. СМОМПК: Востриков П.А. Станица Наурская Терской области, 1904 год;
  3. Броневский В.Б. История Донского войска. Описание донской земли, нравов и обычаев жителей, 1834 год;
  4. Золотова Т.Н. Календарные праздники сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2 (10);
  5. Кубанский сборник, том I. «Станица Николаевская». Ф.Ф.Арканников, 1883 год;
  6. СМОМПК: Станица Бороздинская Терской области. Е.Бутова, 1889 год;
  7. Броневский В.Б. История Донского войска. Описание донской земли, нравов и обычаев жителей, 1834 год;
  8. Золотова Т.Н. Календарные праздники сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2 (10);
  9. СМОМПК: Станица Бороздинская Терской области. Е.Бутова, 1889 год;
  10. Харузин М.Н. Сведения о казацких общинах на Дону. 1885 год.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. Как казаки праздновали Пасху? [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2019. № 4 (17). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/kt13, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Екатерина Гобозова

Искусствовед, исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Наурская)

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: