Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. Как казаки праздновали Пасху? [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2019. № 4 (17). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/kt13, свободный. (дата обращения: 21.09.2019)

Пасха Христова, как «праздников праздник» и «торжество из торжеств» была для станичников очень важным событием. Ее ожидали с трепетом и благоговением, к ней готовились и хлопотали, стараясь успеть закончить все домашние дела вовремя. В Великий четверг (в народе этот день еще называли «Чистым четвергом») мужчины-казаки «забивали скот для праздничного обеда, женщины-казачки пекли куличи и готовили творожные пасхи, красили яйца» [1]. В Великую субботу все, приготовленные казачками дары, освящались в храмах.

К Пасхе станичники убирались в домах и на базу, белили стены и обновляли полы, женщины наводили порядок в сундуках, шили новую одежду или чинили старую. «Задолго до наступления праздника все запасаются новой одеждой, сапогами, чувяками, ноговицами. Мужчины заказывают бешметы и черкески, а женщины дипломаты*, пелерины, жакетки. Детям тоже заготавливают новые костюмы» [2]. Пойти нарядными на праздничную службу — считалось делом обязательным.

Ст. Новодеревянковская, источник фото: http://kubangenealogy.ucoz.ru

После длительных хлопот и приготовлений, после строгого 40-дневного поста, наступала долгожданная Пасха. «В великий день, на заутрени, при провозглашении: «Христос воскресе!» православные начинают празднование целованием христианским в губы, без различия лет, лиц и пола» [3]. Всю Светлую Седмицу казаки проводили в гуляниях, играх, походах по гостям.

Традиции празднования Пасхи, в целом, схожи у всех казаков, не зависимо от войска и региона проживания. Повсеместно излюбленным развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях и многочисленные игры.

«Популярным развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях, которых существовало несколько видов: два столба с перекладиной, на которой крепилась веревка; столб с колесом наверху, к которому привязывались веревки с петлями на концах; доска на бревне, на которой прыгали» [4]; «На Пасху устраиваются качели, около которых в течение всего праздника происходят игры, танцы, поются песни и составляются хороводы» [5]; «На Пасхе устраивают качели и начинают водить хороводы, продолжающиеся до глубокой осени» [6].

Дети и молодежь забавлялись всевозможными играми: катали крашеные яйца, играли в мяч, среди парней и девушек особой популярностью пользовались «целовальные» игры.

Игра в «кулючки» (Дон)

«Игра состоит в следующем: красавицы разделяются на две партии; первая из них по жребию прячется попарно в закоулках; вторая так же попарно, должна отыскивать спрятавшихся и, подозрив, бежать вместе с сысканными к матке **, стараясь опередить их. Через сие проворство вторые пары приобретают выгодное право прятаться. Право сие важным почитается потому, что мужчины, которым хочется похристосоваться или слово-два молвить своей любезной, внезапно нападают на робких красавиц в сокровенных местах и, не смотря на крик и смех, дерзновенно получают лишний, непозволительный поцелуй» [7].

Игра в катание яиц (Сибирь)

« … игра устраивалась на лужайке, где по диаметру 2-3 м. убирали траву и ставили лоток на высоту 10-30 см. Яйца участников раскладывали по кругу. Тот, кто скатывал яйцо по лотку, забирал себе те яйца, которые были задеты скатившимся яйцом. Смысл этой игры заключался в том, чтобы собрать как можно больше яиц» [8].

На Пасху так же начиналось вождение хороводов, которое длилось все лето и до поздней осени. В хороводах принимали участие незамужние девушки и неженатые парни, а так же молодожены на первом году семейной жизни.

Ст. Цимлянская, хоровод, фото 1875-76 гг.

Празднование Пасхи длилось всю Светлую Седмицу. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости, в домах накрывались обильные столы, все непременно «христосовались». Например, в станице Бороздинской Терской области существовала шуточная традиция: «всякого, не бывшего на второй день Пасхи у заутрени, обливают у колодца холодной водой. Не желая подвергаться довольно не приятной шутке, провинившийся предлагает за себя выкуп, конечно, на выпивку» [9]. Таким образом, из домов «виновных» казаки выходили уже изрядно выпившими.

Всеобщее веселье длилось в станицах вплоть до Красной горки или Антипасхи — первого воскресения после Пасхи. На Дону этот день был связан с «выкупом весны». После подношения крашеных яиц атаману и старикам, девушки «выкупали весну» и получали символическое разрешение на веселье, вождение хороводов и пение веснянок. Этот обычай описан М. Н. Харузиным: « … подходят к собранию девушки с блюдом крашеных яиц, которое они подносят атаману и старикам. Это называется «выкупать весну» или «Красную Горку», то есть, по объяснению казаков, просить взамен принесенных в дар яиц позволения поиграть и повеселиться. Для этого выкупа весны каждая девушка приносит из дому одно яйцо. Атаман, приняв девичий дар, дает им водки. Потом девушки выходят на поляну за станицу и угощают друг друга, а затем начинают петь веснянки, играют весенние игры, «заплетают и расплетают плетень» и водят хороводы» [10].

Следующей важной церковной датой и значимым событием в весенне-летнем календарном цикле, был праздник Троицы, а так же предшествующий ему Семик.


Примечания:

* дипломат — в станице Наурской так называли женские шерстяные пальто и теплые платья, которые носили в межсезонье;

** матка — вероятно, человек, выполняющий роль главного в игре

Список источников, использованных в статье

  1. Буханенкова Н.Н. День святой — Великий Пост // Автор Дона. Режим доступа: http://www.avtor-dona.ru;
  2. СМОМПК: Востриков П.А. Станица Наурская Терской области, 1904 год;
  3. Броневский В.Б. История Донского войска. Описание донской земли, нравов и обычаев жителей, 1834 год;
  4. Золотова Т.Н. Календарные праздники сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2 (10);
  5. Кубанский сборник, том I. «Станица Николаевская». Ф.Ф.Арканников, 1883 год;
  6. СМОМПК: Станица Бороздинская Терской области. Е.Бутова, 1889 год;
  7. Броневский В.Б. История Донского войска. Описание донской земли, нравов и обычаев жителей, 1834 год;
  8. Золотова Т.Н. Календарные праздники сибирских казаков (кон.XIX-нач.XX вв) // Культурологические исследования в Сибири, 2003 год № 2 (10);
  9. СМОМПК: Станица Бороздинская Терской области. Е.Бутова, 1889 год;
  10. Харузин М.Н. Сведения о казацких общинах на Дону. 1885 год.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. Как казаки праздновали Пасху? [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2019. № 4 (17). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/kt13, свободный. (дата обращения: 21.09.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Екатерина Гобозова

Искусствовед, преподаватель истории искусства, научный сотрудник Мемориального музея Н.А. Ярошенко (г. Кисловодск), исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Наурская)

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: