| Размер шрифта: А+А-

В предсвадебном общении казачьей молодежи важную роль играли всевозможные сборища, которые устраивались в свободное от полевых и иных работ время. В разных местностях они именовались по разному: «сиделки», «сиделушки», «вечеринки», «улицы» и т.д. Станичные юноши и девушки имели возможность провести свой досуг без строгого надзора старших, развлечься, попеть и потанцевать, на подобных сборищах завязывались знакомства и рождались симпатии, молодой казак мог присмотреть себе невесту.

На «Сиделки», «посиделки» или «сиделушки» собирались по вечерам в зимнее или осеннее время, как правило, в доме у вдовы или одинокой старухи. Девушки приходили с рукоделием: шитьем, вышивкой, вязанием и т.д. Приходившие на «сиделку» парни развлекали юных казачек песнями, играми, плясками, а заодно присматривали для себя невест, обращая внимание на ловкость и умение девушки в работе, на ее нрав и поведение.

 

Казачья молодежь ст. Солдатской, 1915 год.

 

«Девушки проводят свободное время следующим образом: собираются они к одной из подруг или к какой-нибудь вдове, прядут шерсть, шьют, вяжут шерстяные чулки, поют песни, играют на гармонике, танцуют, играют в фанты и соседи. Такие собрания называются «сиденками». На сиденки приходят парни, играют в карты; девки тоже, поработав, принимают участие в игре, а к свету или девки, или хозяйка дома, если она не старуха, начинают готовить ужин. Ужин готовится в складчину. Каждая девушка, идя на сиденку, несет что-нибудь» [1].

«Посиделки устраиваются таким образом: несколько девушек, предварительно сговорившись между собою, собираются ночью в просторную хату какой-нибудь вдовы-бобылки и здесь проводят время до утра. Каждая из девушек приносит с собой сюда какую-нибудь ручную работу. Работа тут спорится до поры до времени. Как только явились на сцену парни, всякие работы сейчас же прекращаются, начинаются игры, танцы, пение» [2].

«В течение всей зимы во многих станицах и хуторах бывают «сиделки» или «сиделушки», на которые собираются девушки по вечерам «вместе работать». Такие собрания бывают у какой-нибудь вдовы или одинокой женщины, которая предоставляет в распоряжение молодежи свою хату, с тем, чтобы гости на свой счет приносили свечи. В благодарность своей хозяйке девушки моют ей хату и пособляют ей в работах. Собираясь сюда, девушки приносят с собой яйца, хлеб, цыпленка и делают общую складчину. Сюда же приходят молодые казаки с водкой. Девушки работают, а казаки веселят их шутками и песнями» [3].

…проводя там (на посиделках) долгие зимние вечера с любимой девушкой, парень заранее узнает как ее недостатки, так и все хорошие и дурные стороны ее характера.

« … проводя там (на посиделках) долгие зимние вечера с любимой девушкой, парень заранее узнает как ее недостатки, так и все хорошие и дурные стороны ее характера.

Выбрав, таким образом, себе подругу жизни, казак не покидает ее, как тень, следует за ней, наблюдая за всеми ее действиями; это, большей частью, не ускользает от глаз товарищей и старших, которые в качестве блюстителей порядка так же проводят зимние вечера в кругу веселящейся молодежи» [4].

Помимо «сиделок» существовали так же «вечеринки», которые отличались от первых тем, что проводились в доме невесты в период длительной подготовки к венчанию, которое могло занимать несколько недель.

«Деревенские парни знакомятся и ближе сходятся с девушками на так называемых вечеринках. Вечеринка, деревенский бал, устраивается, по здешнему этикету, 2-3 раза за время одной свадьбы. И непременно в доме невесты накануне праздника. На вечеринках парни танцуют с девушками, заводят игры, различного рода забавы» [5].

 

Ст. Верхнеуральская, фото, 1904 год

 

В ряде станиц существовала практика ночевки молодежи после вечеринки в доме невесты. Казак мог заночевать с понравившейся ему девушкой на одной пастели, при этом правила добрачного воздержания в большинстве случаев соблюдались неукоснительно.

Казак мог заночевать с понравившейся ему девушкой на одной пастели, при этом правила добрачного воздержания в большинстве случаев соблюдались неукоснительно.

«Благопристойность на вечеринках соблюдается весьма строго. Соблюдение нравственной чистоты слишком глубоко лежит в сознании здешней девушки, так как, в случае ее падения, на нее обрушится общественное презрение; она уже не сможет выйти замуж за казака» [6].

« … избранные из парней остаются ночевать с девушками, а остальные уходят по домам. В это время парни намечают себе невест» [7].

«Обычай этот установлен веками, и родители не видят в таком поведении детей ничего предосудительного, идущего в разрез с понятием о нравственности и целомудрии. Нужно к чести молодых людей сказать, что влюбленная пара редко увлекается и переходит границы выработанных обычаем отношений» [8].

И на «вечеринках», и на «сиделках» молодежь забавлялась песнями, танцами и всевозможными играми: в фанты, «кошки-мышки» и «море волнуется» (ст.Науркая), в «стучку» и в «кумовья» (ст.Слепцовская) и т.д. Многие игры были «целовальными», т.е. на поцелуй.

И на «вечеринках», и на «сиделках» молодежь забавлялась песнями, танцами и всевозможными играми: в фанты, «кошки-мышки» и «море волнуется» (ст.Науркая), в «стучку» и в «кумовья» (ст.Слепцовская) и т.д. Многие игры были «целовальными», т.е. на поцелуй. На «вечеринках» и «девичниках» (девичник – вечер в доме невесты накануне венчания) нередко разыгрывали жениха и невесту, а так же приглашенных в гости молодоженов. К слову, мужья и жены на первом году семейной жизни еще могли посещать молодежные сборища и принимать участие в забавах наравне с неженатыми друзьями и незамужними подружками.

 

Целовальная игра / кадр из фильма «Казаки» (Мосфильм, 1961).

 

На Дону помимо всего прочего существовал еще один способ общественного времяпрепровождения – «улицы», куда собирались люди разных возрастов, включая молодежь. «Осенью или весною, когда у казаков меньше работы, а также и в праздники, все население собирается то в одном, то в другом месте станицы или хутора. Эти собрания и называются улицами. Старушки и замужние женщины усаживаются в сторонки и ведут с

соседками степенную беседу, казаки постарше тоже собираются в кучку в стороне и толкуют о своих делах; а молодежь обоего пола веселится особо: поет песни, водит хороводы, играет в разные игры и т. п.» [9].

Вождение хороводов практиковалось повсеместно: на Дону, на Кубани, на Тереке, в Сибири. В них принимала участие исключительно неженатая и незамужняя молодежь – иногда одни только девушки, а в некоторых случаях (как, например, на Красную Горку) к ним присоединялись парни. Вождение хороводов начиналось на Пасху и заканчивалось к осени.

Вообще взаимоотношения станичной молодежи отличались относительной свободой. Мальчики и девочки сызмальства росли вместе, участвовали в совместных играх и шалостях, а, повзрослев, проводили совместный досуг без особых препятствий со стороны взрослых. И, несмотря на то, что последнее слово при выборе жениха или невесты, стояло за родителями, всё же на молодежных сборищах и забавах, юные казаки и казачки имели возможность выбрать себе по сердцу будущих мужа или жену.

Список источников, использованных в статье

  1. Станица Ищерская Терской области, составлено на основании данных представленных учительницами Бутовой и Лысенко, 1893 год;
  2. Станица Бороздинская Терской области. Е.Бутова, 1889 год;
  3. М.Харузин, Сведения о казацких общинах на Дону. 1885 год;
  4. Свадьба в станице Прочноокопской Кубанской области. С.Павлов, 1906 год;
  5. Станица Бороздинская Терской области. Е.Бутова, 1889 год;
  6. Станица Наурская Терской области. П.Востриков, 1904 год;
  7. Станица Терская, М.Афанасьев, 1893 год;
  8. Станица Троицкая. Статистическое описание. А.Липинский, 1880 год;
  9. М.Харузин, Сведения о казацких общинах на Дону. 1885 год.


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:

Гобозова, Е. И. Как казаки с казачками знакомились? «сиделки» и «вечеринки», ведущие к созданию семьи [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2018. № 7 (8). URL: https://светстаниц.рф/kt7 (дата обращения: 10.08.2020). ISSN 2619-1539.

Раздел: Культура > Подраздел: Духовная культура > Рубрика: Казачьи традиции

Автор публикации:


Екатерина Гобозова
Публикации автора →
Искусствовед, исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Наурская).

Комментарии:

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия организаций и материалов из списков по данным ссылкам: », », » и любых других, запрещенных в РФ, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2020 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: