Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
  Как казаки масленицу встречали? [Электронный ресурс] / // Свет станиц. 2018. № 2 (3). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/lp1, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)

На Масленицу по традиции пекут блины и ходят друг к другу в гости, и сегодня у нас в гостях ЭтноПроект КоленкорЪ: Фёдор и Наталья Скунцевы, артисты преподаватели, фольклористы. Ребята углубленно занимается изучением казачьего фольклора, и сегодня они нам расскажут, как и под какие песни казаки праздновали Масленицу, тем самым открыв нашу новую рубрику «Любо петь!».

В этом выпуске мы расскажем, как и под какие песни казаки праздновали Масленицу и споем эти песни:

  • 3:18 — Гулебная на Масленицу песня донских казаков «Как во дальней во сторонке»

  • 7:52 — Курагодная на Масленицу песня казаков-некрасовцев «Вы, блины мои, блины»

  • 18:56 — Крыловая песня казаков-некрасовцев «Синее море разыгралося»

 

Николай:
Здорово живете! Сразу хочу задать вам вопрос: А как проходила казачья Масленица?

Наталья:
Слава Богу! Масленица — это очень яркое событие в жизни казака, потому что Масленицу очень ждали, ведь это был период, когда целую неделю можно было развлекаться, угощаться, заниматься разными забавами, но главное отличие казачья Масленицы от обычной общерусской Масленицы в том, что было большое количество скачек и стрельбы по мишеням, то есть даже в праздники казаки тренировались.

Фёдор:
Вообще казаки готовились к Масленице за месяц: ухаживали за лошадьми, чистили сбрую, оружие, и в тот момент, когда начинался этот период они шли за атаманами со стариками на главную площадь, где и производились шермиции. Это и верховая езда, и джигитовка, и стрельба по мишеням, и кулачные бои. Одевали туда всё самое лучшее и вычищенное. Первоочередной задачей на Масленицу было проявить и показать свою молодецкую удаль, ведь туда же приходили с возами, с красивыми жаровнями женщины и девушки, готовили для казаков и смотрели на это зрелище, болели и себя показывали, угощали казаков медом, блинами. И всё это сопровождалось смехом, шутками, песнями.

 

 

Наталья:
Гулебные песни — это основные песни которые пели во время Масленицы, грустные песни то зачем петь, ведь праздник, а постовые песни в пост поются, поэтому пели курагодные, хороводные и гулебные песни. А казаки-некрасовцы водили Крыло, то есть хоровод, шествие при котором все парни и девушки собирались, брались за платочки и, пританцовывая, таким интересным шествием шли через всю станицу с крыловыми песнями.

Николай:
Вы упоминали о джигитовке, можете чуть больше разъяснить зрителям что это такое?

Наталья:
Джигитовка — это состязание, при котором на конях показывают свои удаль молодецкую. Казалось бы и нет, но в джигитовке участвовали и женщины. Есть источники, упоминающие, что это было что это было, например, в Наурской станице был такой своеобразный Маскарад, как его называли. Он проходил во вторник, в среду, и четверг на масленичной неделе. И казачки, и казаки, одев свою лучшую одежду, выходили на главную площадь и показывали свое мастерство в джигитовке и военных упражнениях. Кроме джигитовки были еще такие интересные мероприятия как взятие снежного городка. В терских станицах брали городки состоящие из девушек, которые стояли с прутьями и организовывали тем самым город, а парни на конях должны были к ним подъехать очень близко, едва касаясь плеча и получить свои удары плетью, выдержать все это. Если они выигрывали и брали этот городок, то им доставалась своя порция прекрасного. Дамы должны были поцеловать победителей в щёчку.

А у сибирских казаков был немножко другой городок. За территорией станицы строили стену на пересечении дорог, до 3 метров высотой, из больших кирпичей из снега. На стену водружали знамя, пешие охраняли, а конные завоевывали в стену, если они доставали знамя тогда их одаривали угощениями и валяли в снегу.

 

В. И. Суриков, Взятие снежного городка. 1891, Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Николай:
А что пешие и противопоставляли против казаков на конях?

Наталья:
Силу свою богатырскую, во-первых, у них было преимущество в том, что они находились на возвышенности в снежной крепости.

Фёдор:
А во-вторых у казаков очень часто встречается упоминание о том, что они бросались в дротики. Дротики это такие короткие метательные копья, и наконечники естественно были на масленицу дротиков затупленные, но, даже если такой наконечник в тебя прилетит — мало не покажется, у казаков просто так снежками не отделаешься!

Николай:
А вот это старая добрая традиция сжигания Масленицы была у казаков?

Наталья:
Очень интересный вопрос, у терских и донских казаков мы таких упоминаний не встречали, а у Сибирских казаков встречается упоминание о том что была Масленица и сжигалась, либо её выносили за пределы страницы и там так и оставляли. Но такие упоминания встречаются очень редко, и скорее всего это традиции Сибирские казаки заимствовали от крестьян живших с ними рядом. Мы нашли только один источник, говорящий об этом. А вообще сжигали солому, такие источники встречаются чаще. О том, что в прощёное воскресенье был костер, такой своеобразный обряд очищения перед началом новой жизни Великого поста. В костёр и блины кидали в знак того что всё, кончилась сырная седмица и поесть уже больше не получится скоромного, демонстративно всё кидалось в огонь потому что веселье заканчивалось и начинался Великий пост.

Фёдор и Наталья рассказали и о других интересных традициях празднование масленицы казаками, а также спели песни, о которых говорили – всё это вы можете увидеть в первом выпуске нашей программы «Любо петь!»

 

беседовал Николай Орлов

 

Список источников, использованных в статье

  1. А.М. Листопадов (песни донских казаков);
  2. Л.А. Якоби (песни казаков-некрасовцев);
  3. А.В. Миронова «Из наблюдений над календарно-хозяйственной обрядностью казаков-некрасовцев»;
  4. А. Гусев «поверья, праздники, песни и сказки станицы Ардонской Терской области»;
  5. А.А.Ржевуский «Терское казачье войско»;
  6. П.А. Востриков «Станица Наурская Терской области»;
  7. П.Н. Краснов масленица из «картин былого Тихого Дона»;
  8. М. Харузин масленица по «сведениям о казацких общинах на Дону»;
  9. Т.Н.Золотова, М.А. Жигунова «Масленица в традициях сибирских казаков.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
  Как казаки масленицу встречали? [Электронный ресурс] / // Свет станиц. 2018. № 2 (3). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/lp1, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: Культура > Подраздел: Художественная культура > Рубрика: Любо петь!

Авторы публикации: .

ЭтноПроект КоленкорЪ

ЭтноПроект КоленкорЪ - это традиционный фольклор в современном прочтении. Настоящие песни из русских деревень, сел и станиц, исполняются с интересным и ЖИВЫМ инструментальным аккомпанементом. В композициях вы сможете услышать скрипку, балалайку, жалейку, свирель, гармонь, ударные, бас гитару и колесную лиру! В основе этноПроекта КоленкорЪ семейный дуэт Фёдора и Натальи Скунцевых. Профессиональные вокалисты, музыканты, фольклористы; лауреаты международных, всероссийских фестивалей и конкурсов. Федор и Наталья, кроме концертной деятельности, проводят мастер классы и семинары по традиционному пению, танцам, музыкальным инструментам и работе с шашкой! Могут украсить любой вечер песнями и танцами, провести вечерку или казачий бал! Федор и Наталья являются солистами ансамбля Казачий Круг. Под чутким руководством Владимира Скунцева являлись консультантами и актерами в фильме Сергея Урсуляка "Тихий Дон". Организаторы казачьей смены в правительственном лагере Селигер, преподаватели молодежного лагеря на Сахалине "Берег притяжения", постоянные участники фольклорной смены православного лагеря "Благодатное лето" в Тольятти. А вы знаете что такое КоленкорЪ?! И почему такое название?! Так вот слушайте... "Совсем другой КоленкорЪ", то есть не то, что вы привыкли видеть; совсем другое дело!!! Вот и задача этноПроекта КоленкорЪ совсем не простая: не только выступать, но и просвещать!

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: