| Размер шрифта: А+А-

Одежда наших предков является не просто показателем моды прошлых времен, но и отражением их верований и обрядов. Головной убор был основным индикатором статуса женщины и соответствовал определенному периоду ее жизни.

Основным атрибутом девичества раньше считалась прическа из одной косы. Она спускалась на спину, а в конце украшалась косником, махром или лопасником. Головной убор девушек всегда оставлял косу открытой. В переворотный момент жизни девушки – в день ее свадьбы совершался важный обряд повивания молодой. Он заключался в распускании девичьей косы и сменой ее на женскую прическу из двух кос, поверх которой одевался головной убор замужней казачки. Этот обряд символизировал «смерти девичьей души» и рождение ее в качестве замужней женщины. В каждой местности в этом процессе участвовали самобытные праздничные головные уборы, выглядевшие часто замысловато и эпатажно для взгляда современного человека. Донским казачкам для повивания служила кичка, но и она для верхнего, среднего и нижнего Дона имела свой самобытный вариант.

 

 

К сожалению, казачья кичка настолько архаичный головной убор, что подлинных ее экземпляров не сохранилось и о бытовании этого головного убора свидетельствуют лишь старинные описания, сделанные ещё в 18-19 веках.

В целом кичка являлась частью праздничного костюма казачки, она дорого украшалась камнями, жемчугом, вышивалась золотом и серебром, увешивалась металлическими деталями. От такого обилия украшений ее вес мог составлять несколько килограмм, что было достаточно тяжело, да и дорого для многих женщин. Очевидно, это стало одной из причин исчезновения из употребления кички и приходу более простых и легких головных уборов.

 

Кичка лопатообразная. 

Лопатообразная кичка описана А. Ригельманом как часть праздничного костюма женщин нижней части Дона: «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, а поверх оных высокие кички с сороками, наподобие стоячей большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и щелками в узор, а иные унизаны дорогими каменьями и жемчугом, с накрытым белым тонким салником, то есть кисейною или флеровою фатою». [1]

 

Иллюстрация Шель к книге Ригельман А. И. «История или повествование о донских казаках». 1846

 

К книге А. Ригельмана приложено одно изображение богатой казачки в праздничном наряде, голова которой увенчана описанным головным убором. Часто эту кичку путают с повойником с других иллюстраций этой серии, однако, не смотря на кажущуюся, на первый взгляд, схожесть этих головных уборов, между ними имеется ряд принципиальных отличий:

 

Кичка надевалась поверх повязки с чикиликами и накрывалась сверху легким платком или фатой, именуемым «салником». Повойник подвязывался платком у основания и, таким образом, держался на голове женщины.
Лопатообразная кичка имела отчетливо треугольную форму и своим обликом несколько напоминала тиару. Повойник слегка сужался к верху и был похож на гренадерскую шапку. [2].
Кичка была только праздничным головным убором. Повойник в первую очередь является повседневным головным убором женщин того времени и в качестве праздничного головного убора использовался теми казачками, которые не могли себе позволить надевать дорогую кичку.

 

Рогатая кичка

Рогатые головные уборы известны всем восточным славянам, и носили  их исключительно только замужние женщины и никогда девицы. Рогатые кички носили казачки средней и верхней части Дона, а также сохранены некрасовскими казачками в период эмиграции. Формы кичек и их декор также существенно отличались в зависимости от местности:

Кички с высокими рогами описаны С.Г. Гмелиным [3] и Е. Кательниковым [4]. Бытовали кички такого типа в ст. В-Кумоярской и ее окрестностях (средний Дон). Представляли собой сложный головной убор, состоящий из шапочки с рогами (кички), сороки, позатыльника, и покрывалась сырцовым сальником. В районе лба на кичке был круг, называемый «прямок».[4]

 

«Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице»// Донские Ведомости, 1860,№12-16; в «Чтениях Моск. Общ. Истор. Древ.»

 

В словаре донского говора А.В. Миртова головной убор, соответствующий кичке называн «волосником»: «- головной убор Донских казачек в старину, очень пышное головное украшение в образе сетки, убранной жемчугом с высокими и широкими рогами /до 25-30 смтр.» [5]

Аналогичная рогатая кичка была сохранена некрасовскими казачками, проживавшими на берегу о. Майнос в Турции. Сейчас эти кички хранятся в музеях Ростовской области и периодически выставляются в экспозиции.

«… наряд был поистине оригинален: на голове высокая “кичка” о двух рогах золотной парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов, волоса надо лбом и на висках подвиты; с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек с разнообразными подвесками; […] наряд, о сходстве которого с древнерусским мы судить не беремся, но никакому сомнению подлежать,  кажется, не может, что этот наряд остался неизменным со времен ухода некрасовцев с Дона.». [6]

 

  • Рогатая кичка некрасовских казачек. Выставка «Серебряная кладовая» (Россия, Ростов-на-Дону, 2015)

 

Кичка состояла из трех частей: рогов, сороки, и позатыльника. «Рогами» называли полотняную шапочку с рогами из твердого материала, крепилась на голове такая шапочка  тесемками. Затем сзади привязывали  увешанный сплошь монетами позатыльник. Сверху на рога надевали сороку, вышитую по кругу жемчугом, каменьями золотыми и серебряными нитками. По окружности  к кичке пришивались монетки (обнизка), а в районе висков кисточки из цепочек с подвесками, называемые кутазики. Завершал головной убор платок из тонкого прозрачного шелка, накидываемый сверху на рога. [7]

Рогатую кичку некрасовская казачка впервые надевала в день своей свадьбы и носила по праздникам вплоть до рождения первенца, это говорит о том, что отражала она в первую очередь детородный период в жизни женщины и символизировала материнство и продолжение рода. Кроме того, кичка служила знаком этноконфессиональной принадлежности казачек в иноэтничной и иноконфессиональной стране и, возможно, поэтому так долго сохранилась.

 

  • Донской казак в обычной одежде и казачка в повседневной летней одежде. Материалы экспедиции И.А. Гюльденштедта, 1787 г. (Из кн. «М.В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011)

 

В станицах верхнего Дона носили кички с невысокими рожками. А. Ригельман в 18 веке описывал: «У простых и небогатых в верховых станицах жены носят с двумя рожками посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумажной пряжей». В отличие от праздничной кички некрасовских казачек и казачек среднего дона, на верхнем Дону, судя по иллюстрации работающей женщины к книге А. Ригельмана [1], и рисункам экспедиции И. А. Гюльденштедта в 1770—1773 гг. [8], кички были, в том числе, и повседневным головным убором. Украшения таких кичек были не столь обильными, как описанные выше, и ограничивались разве что вышивкой.

Подводя итог, можно сказать, что рогатая кичка символизирует в себе женское предназначение, материнство и начало новой жизни. Именно поэтому я выбрала такую кичку для логотипа своего бренда «Меланья» как отражение архаичного представление наших предков о женственности и продолжении рода.

Список источников, использованных в статье

  1. Ригельман, А. История, или повествование о Донских казаках, 1778 г., Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских, 1846 г.;
  2. Подлинные записки флотского капитана Ильи Ивановича Ханыкова о донской экспедиции. – ЗООИД, 1886 г., т. 14, с. 67 – 90;
  3. Гмелин, Самуил Готлиб. «Путешествие по России для исследования трех царств естества», Ч.I. «Путешествие из Санкт-Петербурга до Черкасска, главного города донских козаков в 1768 и 1769 годах»;
  4. Котельников, Е. Историческое сведение Войска Донского о верхней Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний Евлампием Котельниковым, 1818 год;
  5. Миртов, А.В. Донской словарь Материалы к изучению лексики донских казаков Ростов-на Дону, 1929 год;
  6. Смирнов, Я.И. Из поездки по Малой Азии. У некрасовцев на острове Мада, на Бешеирском озере, Гамид-Абадского санджака, Конийского вилайета // Живая старина. 1896. № 1. С. 3–31;
  7. Сердюкова, О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев’; Изд-во: Ростов н/Д: Ростовский университет, 2005 год;
  8. Материалы экспедиции И.А.Гюльденштедта, 1787 г. (из кн. «М.В.Ломоносов и академические экспедиции XVIII века». М., 2011).


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:

Яблокова, А. И. Кичка казачки, какая она? [Электронный ресурс] / А. И. Яблокова // Свет станиц. 2018. № 3 (4). URL: https://светстаниц.рф/odk3 (дата обращения: 10.08.2020). ISSN 2619-1539.

Раздел: Культура > Подраздел: Материальная культура > Рубрика: Казачий костюм

Автор публикации:


Алёна Яблокова
Публикации автора →
Автор и владелец ателье авторской казачьей одежды «МЕЛАНЬЯ», исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Троицкая).

Комментарии:

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия организаций и материалов из списков по данным ссылкам: », », » и любых других, запрещенных в РФ, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2020 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: