Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Яблокова, А. И. Всё о казачьих парочках | кратко и красиво [Электронный ресурс] / А. И. Яблокова // Свет станиц. 2018. № 6 (7). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/odk5, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)

Парочка… наверное, ни один вид одежды не ассоциируется так с казачками, как парочка. В настоящее время «парочкой» принято считать любой комплект, состоящий из блузки и юбки. На самом деле так называли комплект, сшитый именно из одной ткани. Все остальные сочетания кофт и блузок с юбками не имели одного общего наименования и по отношению к каждому фасону употреблялись общепринятые или местные термины. Тем не менее все эти виды одежды имеют общие истоки и их не стоит рассматривать отдельно друг от друга.

Развитие экономики, науки, техники, изменение образа жизни и многие другие факторы во второй половине ХIX века привели к европеизации одежды многих слоев общества Российской Империи. Не обошли эти тенденции и казачьи города и станицы. Так в гардероб простых казачек проникли новые ткани, фасоны, техники кроя и пошива, декоративные элементы. И, несмотря на то, что модные идеи распространялись по всей территории страны, казачьи вкусы сформировали собственные представления и взгляды на свой обновленный, но в то же время, самобытный образ. Таким образом, трудно однозначно ответить на вопрос о том, является ли данный костюмный комплекс традиционным казачьим, так как, с одной стороны, он не происходит непосредственно из национальной одежды казачек, но, в то же время имеет собственные индивидуальные черты.

 

Фото из архива Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника

 

Что такое Разлетайка (бабёшка)?

Самым распространенным фасоном женской казачьей блузы в конце XIX — начале XX веков был свободный покрой, без талии — так называемые разлетайки. В некоторых донских станицах их называли бабёшками (или бабошками).

«Ишо кохты были — бабошка, шырокая такая, красивая» (пос. Багаевский Багаевского района РО).

 

  • Сунженский казак ст. Троицкой Шерпилов Семен Васильевич с женой Хавронией (Февронией). На казачке блузка-разлетайка

 

Название этой разновидности кофт («бабёшка») говорит само за себя и означает, что носили ее преимущественно замужние. Такие блузки были достаточно широкими для того, чтобы женщины могли носить их во время беременности и по возможности скрывать от окружающих свое положение. Кроме того, фасон такой кофты был удобен в быту, не стеснял движений и позволял женщинам небогатых семьей носить одну кофту попеременно.

Для фасона разлетайки характерно расположение застежки сбоку — от ворота по левому плечу, огибая пройму рукава, до края блузки (либо только по плечу). В основном использовались кнопки и мелкие пуговички. Не редко крой предполагал наличие кокетки.

Преобладающим видом воротника был ворот-стоечка, но не редко использовались и варианты отложного воротника с острыми или закругленными концами, а также накидные воротники.

В качестве украшений казачки использовали защипы, атласные ленты, складки, пуговки и другие приспособления.

 

Что такое Матинэ?

Блузки, задекорированные кружевом назывались «матыне». Вопреки расхожему мнению о том, что «матыне» это кофта широкого покроя, на самом деле, обязательным признаком этой разновидности одежды было кружево.

«Женщины насили матыне» (ст. Нижнекундрюченская).

Располагалось кружево (или гипюр) обычно в районе воротниковой зоны, либо занимало всю площадь кокетки. По краям кружевной манишки, кокетки и ли по всей полочке пришивали узкое кружево, либо делали складки и защипы. Внутри кофты под кружевную манишку вшивали подоплеку из другой ткани обычно в контраст или в тон основного цвета. Редко кружево оставалось прозрачным. Ткани для матинэ предпочитали однотонные, порой с ненавязчивыми фактурными полосами или узорами, что позволяло делать акцент на красоту узоров кружева и гипюра.

 

  • Матинэ из Кумылженского краеведческого музея. Фестиваль "Золотой Щит" 2017 г.

 

Что такое кирасы (баски)?

Имели место быть и фасоны, облегающие фигуру. Таковыми были кофты «кирасы» и «баски» . Носили их молодые женщины и незамужние девушки. Застежка в таких блузках обычно располагалась спереди.  Такой фасон подчеркивал фигуру и придавал его хозяйке статности.

«И аборка, и кохта с аборкай назывались баскай» (ст. Егорлыкская Егорлыкского района РО).

«Баска бис патклатки» (хут. Балабанов Егорлыкского района РО).

«Кираса была ф таль, с аборкай, абизатильна на патклатки» (ст. Нижний Чир Суровикинского района ВО, ст. Пятиизбянская Суровикинского района ВО, ст. Подгоренская Дубовского района РО).

 

  • Гребенские казаки. Супруги Гулаевы. ст. Червленая (на казачке традиционное украшение "припойки" в сочетании с костюмом с кофтой-кирасой")

 

Другие блузки в составе парочек

Помимо указанных основных фасонов, казачки шили себе и другие варианты блузок, которые были менее распространены, но также имели свое наименование и особенности, например, «матроской» называлась ситцевая летняя кофточка, а «голошейкой» —  приталенная блузка без воротника, «холодайкой» — теплую короткую кофту,

«На груди матроски прошва, на пличе застёшка, варатничек на матроски прямой, пад душу. Красивый кохтачки были, рукаф пышный с чехлами» (ст. Мигулинская Верхнедонского района РО, ст. Вешенская Шолоховского района РО , ст. Раздорская Усть-Донецкого района РО).

«Зимой мы (бабы) носили халадайки. Зимой удобна была носить халадайки» (ст. Раздорская Усть-Донецкого района РО).

 

Какие юбки входили в парочки?

Юбки казачек достигали пят и были значительно объемными и широкими. Шили их из нескольких полотнищ, закладывая основной объем складок на заднюю часть. Кроме того, под верхнюю юбку надевали несколько исподних юбок, чтобы достичь нужного силуэта. Нарядные юбки, как и блузки, украшали складками, лентами, гипюрными прошивками, пуговицами и прочим.

 

Какие ткани использовали для пошива парочек?

Для пошива использовали в основном бархат, бенгалин, репс, кашемир, плис, атлас и другие ткани. Для выходных костюмов предпочитались однотонные материи, реже полосатые, клетчатые, различные узорно-геометрические принты, и гораздо реже цветочные. Рабочие и будничные одежды шили из однотонных или цветастых легких ситцев, сатина, а также домотканой холщовой или хлопчатобумажной ткани.

 

Кубанские казаки ст. Ильской

 

В качестве головных уборов с юбками и кофтами казачки носили шлычки, платки, коклюшечные косынки, шарфы и файшонки.

 

Чем отличались парочки у казачек разных войск?

Принципиальных различий между парочками казачек Дона, Терека, Урала, Кубани и других мест проживания казаков нет. Отличительными локальными особенностями выступали головные уборы и аксессуары из традиционных костюмных комплексов. Так, например, гребенские казачки к парочкам надевали шейные украшения «припойки», традиционные галунные пояса и головные уборы «сорочки», а казачки Урала и Оренбуржья — «кардонки» и «волосники».

 

Казачок, носили ли эту кофту казачки?

В связи с тем, что европеизация одежды коснулась не только казачьих, но и остальных регионов страны, одежда женщин других слоев общества также имела сходные тенденции с новомодными костюмами казачек, но и во многом отличалась, однако ввиду своего многообразия выделить конкретную разницу в рамках публикации не представляется возможным. Тем не менее, значительная путаница с костюмами казачек связана с фасоном кофты под названием «казачок» — приталенной за счет вытачек или складок, сшитых бейкой из основной ткани с застежкой на левом боку. Не смотря на название, этот тип одежды не принадлежит к гардеробу казачек. При кажущемся сходстве с блузами «кирасами», боковая застежка, посадка по талии складками, закрепленными бейкой не характерны для костюмов казачек.

 

Кофта «Казачок». Рисунок из книги Г. Н. Мелеховой и В. В. Носова «Традиционный уклад Лекшмозерья».

 

Ошибки при реконструкции казачьих парочек

В заключение хочется отметить, что при всем том, что костюмный комплекс казачек в виде юбок и кофт сохранился гораздо в большем количестве и лучшем виде, в отличие от ранних традиционных одежд (кубелеков, сукманов, сарафанов и тд), современное представление о нем чрезвычайно переполнено мифами и стереотипами. Основными грубыми ошибками при воссоздании образа казачки конца XIX — начала XX вв. можно назвать следующие:

  • использование мелкоцветочных принтов ситца для праздничного образа (набивные ситцы использовались казачками для изготовления домашней рабочей одежды) или, иначе говоря, сочетание в одном образе элементов праздничного и будничного костюма;
  • представление о фасоне казачьей блузки исключительно как о плотно обтягивающем фигуру с отрезной баской;
  • выполнение вырезов и укорочение рукавов кофт;
  • злоупотребление в декоре блуз и юбок узким кружевом, воланами, рюшами и атласными лентами;
  • сочетание костюма с нехарактерным для него головным убором.

 

Костюмы мастерской Чеботарев Курень на ежегодных казачьих играх Шермициях. 2018 г.

 

Хочется верить в то, что со временем песенно-танцевальные коллективы изменят свой подход к воссозданию образа казачек в сторону традиций, а не фантазий.

Список источников, использованных в статье

  1. Каталог «Одежда казаков Верхнего Дона конца 19начала 20 веков». Редакционная коллегия государственного музея-заповедника им. Шолохова М.А.
    Ростов-на-Дону. 2010 г.;
  2. Большой толковый словарь донского казачества. В.И. Дегтярев, Р.И. Кудряшова, Б.Н. Проценко, O.K. Сердюкова. / Ростов, гос. ун-т; Ф-т филологии и журналистики; Каф. общ. и сравнительн. языкознания. — М.: ООО ≪Русские словари≫: ООО ≪Издательство Астрель≫: ООО ≪Издательство АCT≫, 2003. — 608 с.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Яблокова, А. И. Всё о казачьих парочках | кратко и красиво [Электронный ресурс] / А. И. Яблокова // Свет станиц. 2018. № 6 (7). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/odk5, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: Культура > Подраздел: Материальная культура > Рубрика: Казачий костюм

Авторы публикации: .

Алёна Яблокова

Автор и владелец ателье авторской казачьей одежды «МЕЛАНЬЯ», исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Троицкая)

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: