Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Низкодуб, Н. С. Об одежде казачек Урала и Оренбуржья, или как влюбиться в «хвост» и «усы»… сарафана! [Электронный ресурс] / Н. С. Низкодуб // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/odk6, свободный. (дата обращения: 21.09.2019)

«…а она вышла к нему обряжена как следует, в азарбатном сарафане, в жемчужной поднизке, с монистами и жемчугами на шее, в черевичках, золотом расшитых — как следует девице хорошего отца-матери». [1, с. 239]

Казалось бы, 21 век окончательно избаловал нас выбором. Кажется, что можно подобрать что угодно и на любой вкус. Мы надеваем модное, дизайнерское, особенное, при этом резонно хотим оставаться собой. Но ещё чуть больше 100 лет назад всё это уже было? Или нет? Давайте, разберёмся.

Как и сейчас, на рубеже 19 и 20 веков казачки Урала и Оренбуржья хотели следовать моде. Хотя вера – многие из казаков этого региона были старообрядцами – напрямую влияла на сохранение в первую очередь традиционного вида женской одежды. Однако, трансформация деталей, материалов, добавление элементов городской моды шли неумолимо.

Исходя из анализов музейных и фотоматериалов, а так же благодаря описаниям современников и этнографов, можно утверждать, что в нашем регионе бытовали три разновидности комплексов женской одежды:

  1. Комплекс женской одежды с сарафаном;
  2. Комплекс женской одежды с сарафанкой;
  3. Так называемая «городская мода».

(нажмите на комплекс одежды, чтобы перейти к нему)

 

Комплекс женской одежды с сарафаном

Безусловно, самым древним из них был уральский сарафан. Часто в литературе и музейных описаниях этот тип сарафана называют косоклинным, но это не правильно: по крою данный сарафан не имеет клиньев вовсе.

Шился он чаще всего из дорогих шёлковых материалов: парчи, жаккарда и прочих. Особенностью, а так же визуальным отличием от сарафанки, являлось наличие широких позументов или галунов, которые вертикально расположены от шеи до подола. Галуны, нашитые спереди на подол сарафана, назывались «усами», а небольшой (или вполне приличных размеров, в зависимости от достатка хозяйки) шлейф позади – «хвостом». Сарафан со шлейфом так же назывался «сарафан с таском».

 

Семейное фото, г. Уральск.

Помимо позумента, уральский сарафан украшался дорогими пуговицами, что делало его еще наряднее.

 

Слева пуговицы украшенные зернью, справа двуцветный позумент с сарафанов уральских и оренбургских казачек.

Позумент изготавливался из металлизированной золотой или серебряной нити с применением бити (тонких металлических полосок). Из них же нередко делался и роскошный пояс для сарафана.

 

На уральской казачке традиционный золотный пояс.

Сарафан на рубеже 19 и 20 веков стал уже исключительно праздничной одеждой, которую надевали в самые важные даты: свадьбу, первопрестольные праздники.

 

Комплекс женской одежды с сарафанкой

В отличие от сарафана, сарафанка могла быть и праздничной, и обиходной. Её отличал крой и простота материалов, а так же отсутствие галуна. Однако, праздничные сарафанки часто шились из шёлка.

Для того, чтобы сразу понять отличие, можно взглянуть на фото семьи Санковых Сакмарского района Оренбургской области: женщина справа в традиционном уральском сарафане, остальные в сарафанках.

 

Семья Санковых, Сакмарский район, Оренбургская область. Фото начала 20 века.

Праздничные сарафанки часто обшивались кружевом несколько выше подола и красиво вышивались машинной стёжкой на спинке.

 

Сарафанка из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

Оба комплекса одежды объединяли так называемые «рукава», которые надевались под сарафан или сарафанку.

Праздничные шились из нарядных шелков и украшались полосой позумента. Но основная часть – «станушка», скрытая одеждой – всегда была из простых тканей, чаще всего хлопка.

 

Рукава из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

.

 

 

«Городская мода»

Даже «городская мода», различного вида парочки, кофты и юбки претерпели изменения согласно местному вкусу. Чаще всего они в праздничных вариантах шёлковые и яркие. Юбки дополнены полосами кружев как на сарафанках. Надеты аксессуары, которые используются только на Урале и в Оренбуржье (кардонки с ширинками, вышитые манжеты и прочее)

 

Свадебное фото невесты, Сакмарский район, Оренбургской области, начало 20 века.

 

Особую роль в одежде нашего региона играл цвет. Вы наверняка заметили, что богатые праздничные варианты одежды из шёлка у нас обязательно яркие. Местный цветотип (набор цветов) одежды почти не знает исключений. Не были такими разве что возрастные варианты одежды. Чем ближе девушка была к браку — тем ярче была её одежда, которая потом достаточно долго таковой и оставалась уже в браке. Лишь с исходом лет эта яркость терялась.

И хотя старинные фото не дают нам представление о цвете, мы можем любоваться согласованностью деталей костюма и на них:

 

Фото девушек-казачек, Оренбургская область, начало 20 века.

А за наблюдением прекрасных сочетания ярких цветов, богатой отделки и благородного шёлка предлагаю отправится, например, в Оренбургский Губернаторский Историко-Краеведческий музей и влюбиться вместе со мной в невероятные сарафаны и сарафанки.

Фото экспозиции выставки Оренбургского Губернаторского Историко-краеведческий музей.

Список источников, использованных в статье

  1. Железнов, И. И. Сказания уральских казаков / И. И. Железнов. — Оренбург : Оренбургская кн., 2006. — 495 с. : портр., факс.; 22 см.; ISBN 5-94529-022-X (В пер.)

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Низкодуб, Н. С. Об одежде казачек Урала и Оренбуржья, или как влюбиться в «хвост» и «усы»… сарафана! [Электронный ресурс] / Н. С. Низкодуб // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/odk6, свободный. (дата обращения: 21.09.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Наталья Низкодуб

Реконструктор казачьего костюма, потомок оренбургских, уральских и кубанских казаков, участница Межрегионального и межвойскового объединения этнических казачек «Грушица».

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: