Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. Европейская женская мода на Тереке в конце XIX – начале XX веков [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2019. № 9 (22). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/odk9, свободный. (дата обращения: 14.12.2019)

Европейская мода пришла в терские станицы, как и повсеместно, в 1880-90-х годах, вытеснив, таким образом, архаичные костюмные комплексы: сарафанный в сунженских станицах и комплекс с бешметом (фуфайкой) в гребенских и моздокских.

Промышленный бум в России во второй половине XIX века повлек за собой появление многочисленных фабрик и мануфактур по производству текстиля и, в частности, тканей. Как следствие — фабричные ткани, недорогие и разнообразные, стали доступны широкому кругу потребителей: простым горожанам, мещанам, крестьянам, жителям казачьих станиц и хуторов. Женская мода второй половины XIX века — мода, в первую очередь, урбанизированная. Сложный, зачастую многослойный, трудоемкий в пошиве и далеко не всегда удобный и практичный, женский национальный костюм (будь то казачий, русский, кавказский и т.д.), уступил место европейским платьям и комплектам из юбок и кофт.

Повсеместно в городах, а так же в крупных селах и станицах, стали появляться профессиональные ателье. В обиход особенно зажиточных горожанок, крестьянок и казачек вошла швейная машина. Печатное и издательское дело к концу XIX века так же получило широкое распространение, что способствовало активному тиражированию журналов мод, которые шли «в народ» и знакомили широкие круги женщин с последними модными веяниями и тенденциями.

Об активном внедрении городской моды в обиход терских казачек неоднократно упоминается в дореволюционных источниках: историко-статистических описаниях, сделанных станичными учителями и этнографами, посещавшими станицы.

Станица Ищерская: «Женщины ищерские носят европейские костюмы. Моды доходят через станицу Наурскую. Наур для Ищер своего рода Париж. Костюмы следующие: юбки с оборками, кофты «кирасы» и просто круглые, платья («принцессы»), платки» [1].

Станица Терская: «Женщины носят обыкновенные мещанские костюмы: юбки с кофтами, ситцевые и шерстяные; платки на головах; и только редкие женщины носят бешметы» [2].

Станица Наурская: «Женщина-казачка еще более мужчины любит приодеться. <…> Сундук ее содержит в себе около 15 различных юбок, массу головных платков, разнофасонных кофточек, матросок и чулок; здесь же хранятся 2 или 3 ее дипломата, т.е. верхних приличных платьев» [3].

Станица Червленная: «В последнее время костюм начинает сильно видоизменяться, особенно в обыденной жизни. Начинают появляться кофты, юбки и т.д.» [4].

П.Г.Малявкину вторит М.П.Карпинский, писавший о гребенских казачках следующее: «…в некоторых станицах старинный женский гребенской праздничный костюм начинает вытесняться кофтами современного покроя. «Москва не бьет, а всему моду дает» — говорят старухи, не особенно одобрительно относясь к молодым модницам» [5].

Таким образом, гардероб терской казачки состоял из: платьев, платков, многочисленных юбок и кофт разных цветов, сшитых из фабричных тканей (ситца, шелка, шерсти и т.д.). Кофты казачек были самого разнообразного покроя: от простых геометрических форм до изысканных и сложных, взятых из журналов мод того времени. Чаще кофты имели довольно свободный силуэт. Однако на дореволюционных фотоснимках порой встречаются молодые казачки, одетые в «кирасы» (о них упоминается в описании одежды станицы Ищерской) — приталенные кофты с баской. Рукава на кофтах казачек могли быть: прямыми и длинными, прямыми длиной 3/4, зауженными от локтя и до запястья, формы «буф», со сборками у манжет и т.д. Кофты застегивались на пуговицы, которые располагались либо по боковому шву, либо по плечевому шву, либо сзади, реже спереди. В качестве декора праздничных кофт использовались воланы, отстрочка нитками контрастных цветов, защипы из ткани, вставки из кружева, тесьма, декоративные пуговицы и т.д.

  • Станица Карабулакская, нач. XX в.

Кофты носились с юбками — либо под заправку, либо навыпуск, в зависимости от модели. Юбка могла быть как контрастного кофте цвета, так и выполненной в единой с кофтой цветовой гамме. Праздничные юбки казачек шились из ситца, кашемира, шерсти. На рубеже XIX-XX вв. в моду входят широкие кожаные пояса с металлическими пряжками — излюбленный женский аксессуар эпохи модерна. Многочисленные фотоматериалы этого периода свидетельствуют о том, что станичные модницы охотно носили пояса этого типа с юбками и блузами. На некоторых фотоснимках (их количество, к сожалению, не велико) можно увидеть казачек, одетых по городской моде, но с кавказскими поясами из галуна с серебряной пряжкой.

Ношение традиционных украшений с европейской одеждой вообще не было для терских казачек редкостью. На фотоснимках рубежа веков можно встретить женщин, одетых в юбки и кофты (и даже причесанных по городской моде), но с припойками в качестве ювелирного украшения. «Припойки — ожерелья из серебряных монет» [5] представляли собой традиционное, самобытное и, пожалуй, самое узнаваемое украшение гребенских казачек, которое они носили вплоть до начала XX века.

  • Неизвестные гребенички. Нач. XX в.

Вместе с модой на платья, юбки и блузы, во второй половине XIX века в казачьи станицы пришла мода на европейские прически (объемные с использованием начесов или подкладных валиков, шпилек и гребней) и аксессуары: веера, зонтики, сумочки, перчатки. Большой популярностью среди девочек-подростков и молодых девушек в начале XX века пользовались «матроски» — кофточки в морском стиле с отложными воротниками (о них упоминается в описании одежды станицы Наурской).

Что же касается традиционного костюма, то в кон. XIX — нач. XX вв. он использовался станичницами более, как праздничный. П.Семенов в своем описании станицы Слепцовской за 1886 год упоминает о ношении казачками сарафанов в праздничные дни: «…на ней русский сарафан в измененном виде» [6]. Ему вторит П.Г.Малявкин, описывающий червленских мамук, которые надевали бешметы лишь на праздники: «Только во время праздников женщины одеваются в свои прежние костюмы» [7].

Стоит отметить, что, по нашим предположениям, основанным на доступных нам источниках (главным образом фото), именно гребенские казачки сохранили в своем обиходе архаичные костюмы (фуфайки и бешметы с рубахами) и головные уборы вплоть до первых десятилетий XX века. В консервативной старообрядческой гребенской среде традиционный костюм продолжал жить не только в качестве праздничной одежды, но и в качестве свадебной одежды невест, в то время как в прочих терских станицах в начале XX века утвердилась европейская свадебная мода.

  • Станица Червленая, свадьба у Зиминых. Нач. XX в.
Список источников, использованных в статье

  1. СМОМПК: Станица Ищерская Терской области, составлено на основании данных представленных учительницами Бутовой и Лысенко, 1893 год.
  2. СМОМПК: Станица Терская. Учитель Терского станичного училища М. Афанасьев, с дополнением из статьи учителя Романова, 1893 год;
  3. СМОМПК: Станица Наурская Терской области. П.А.Востриков, 1904 год;
  4. Этнографическое обозрение, № 50. Станица Червленная. П.Г.Малявкин, 1891 год;
  5. СМОМПК: Гребенские казаки и их песни. М. П. Карпинский, 1900 год;
  6. СМОМПК: Станица Слепцовская Терской области. П.Семенов, 1886 год;
  7. Малявкин, Г. Станица Червленая, Кизлярскаго отдела Терской области // Этнографическое обозрение. 1891. № 1. С. 113-136.

 

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. Европейская женская мода на Тереке в конце XIX – начале XX веков [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2019. № 9 (22). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/odk9, свободный. (дата обращения: 14.12.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: Культура > Подраздел: Материальная культура > Рубрика: Казачий костюм

Авторы публикации: .

Екатерина Гобозова

Искусствовед, исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Наурская)

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия данных организаций: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (а также организаций из списков по данным ссылкам: », », »), употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: