Алла Николаевна Соколова
Источник статьи:  Вестник СПбГУ. Искусствоведение (2019. Т. 9. Вып. 1. С. 30–45).
Наш комментарий: В статье рассказывается неожиданная, но подлинная история создания и развития песни «Ой-ся, ты ой-ся», ставшей в сознании современного общества одной из самых популярных казачьих песен, наряду с «Не для меня…». Приятного чтения!
Аннотация: На примере кавказского танца «Молитва Шамиля» рассматриваются сложные процессы жанровой трансформации фольклорных вербальных и музыкальных текстов, происходящие в регионе Северного Кавказа. Танец, сымпровизированный кумыкским гармонистом в начале ХХ в. на основе рассказа очевидцев о пленении имама Шамиля, широко распространился в казачьей среде и затем по всему СССР. В течение последующих ста лет танец бытовал с шутливыми и сатирическими куплетами и без них, как сюжетно-театральная композиция в аутентике и на сцене художественной самодеятельности, как музыка для сабельного фланкирования и т. п. В работе исследуются механизмы трансформационных процессов. Музыкальный текст меняет жанровую маркировку: танец превращается в песню, песня — в молитву, молитва становится гимном. В содержательном плане первоначально исторический герой перевоплощается в антигероя, подвергается осмеянию. Меняется и его этническая маркировка: аварец Шамиль «замещается» безымянными чеченцем и черкесом, а позже — казаком. Смена героя коррелирует с жанровой характеристикой музыки. Танец постепенно превращается в шуточную песню, затем в искрометную лезгинку и, наконец, в казачий гимн. Музыкальный инвариант песни отделяется от первоисточника и контаминирует с другими известными мелодическими темами. Объективные причины жанровой трансформации кроются в динамичных социокультурных процессах на Юге России, обусловленных локальными войнами, живым функционированием традиции с использованием наработанных веками адаптивных приемов фольклора. Социокультурные вызовы современного общества Юга России также связаны с потребностью в консолидации и культурном возрождении казачества.

Читать/скачать статью на сайте журнала (в формате PDF) →

Пожалуйста, сообщите нам, если ссылка на статью не работает.

 

Алла Николаевна Соколова

http://orcid.org/0000-0002-7992-3902 | allasok@adygnet.ru | д-р искусствоведения, профессор кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств | Адыгейский государственный университет (385000, Россия, Республика Адыгея, Майкоп, ул. Первомайская, 208).

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия данных организаций: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (а также организаций из списков по данным ссылкам: », », »), употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: