Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Орлов, Н. А. По-2 (У-2) — летучие кони кубанских ночных «амазонок» [Электронный ресурс] / Н. А. Орлов // Свет станиц. 2018. № 3 (4). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ok3, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)

«Война — не женское дело» — этот тезис знаком практически каждому. Долгое время это описывалось в культуре, да и сам термин «слабый пол» ясно расставлял все точки над «i». Возможно, так оно и было, но Великая Отечественная война показала, что наши женщины могут и умеют воевать!

Одним из ярких примеров этого является 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, он же женский авиационный полк ВВС Красной армии. Полк неоднократно показал свою эффективность, стал гвардейским и был удостоен ряда почётных наград, одной из которых является «Орден Красного Знамени» — одна из высших наград СССР. На счету полка уничтожение 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 12 топливных цистерн, 9 поездов и 2 железнодорожные станции, захваченные противником.

В прошлых статьях мы уже рассказывали вам об одной из ночных «амазонок» этого авиаполка, Евгении Жигуленко, как о командире звена и как о режиссёре, снявшем замечательный фильм о своем полку. В этой же статье мы расскажем Вам её летучем коне — многоцелевом биплане По-2 (У-2).

 

лётчицы у По-2

 

Забыл сказать: лётчицы 588-ого авиационного полка среди фрицев назывались «ночными ведьмами»! На протяжении 3-х лет войны (с июня 1942 по май 1945) «ночные ведьмы» вселяли первобытный ужас таким гордым солдатам вермахта. Как им это удавалось?

Основным самолётом ночных ведьм был биплан По-2 (У-2). По-2 изначально разработан как учебный самолёт (отсюда и индекс «У») под руководством Николая Николаевича Поликарпова в 1926-м году. Конструкционная задача, по которой создан По-2, состояла в проектировании строго биплана (самолёт с двумя парами крыльев) с посадочной скоростью не выше 60 км/ч. Задача была выполнена. К тому же Николай Николаевич стремился удешевить сам самолёт: из железа в самолёте только двигатель, основные материалы были дерево, фанера, ткань; верхние и нижние крылья были одинаковые, что позволило НЕ производить отдельно верхние крылья и отдельно нижние (они были взаимозаменяемы); сами крылья были прямоугольны, что хорошо снизило стоимость их производства.

Основные характеристики были таковы:

  • Масса самолёта: 665 кг
  • Полезная нагрузка: 252 кг
  • Максимальная скорость: 152 км/ч
  • Крейсерская скорость: 112 км/ч
  • Практический потолок: 4350 м
  • Мощность двигателя: 110 л.с.

 

 

Говоря простым языком, самолёт был медленным и неповоротливым. Но! Он был прост и дёшев в производстве, так же прост в эксплуатации, устойчив в воздухе и отзывчив к пилоту. И, пожалуй, главная особенность самолёта — он был тихий. Именно это качество и сыграло свою роль.

Днём эти самолёты были игрушками для битья хоть для зенитного орудия, хоть для ручной винтовки. Но ночью борьба с ними резко усложнялось. Ввиду их тихоходности, их было крайне тяжело заметить.

Предвидеть нападение и предугадать направление их захода на цель было возможно только тогда, когда По-2 уже заходили на бомбометание. Из-за этого среди немцев появилось поверье о бессмертных самолётах, которые появлялись над их позициями буквально из воздуха, а сбросив бомбы, растворялись во мраке. А лётчиц тех самолётов прозвали «ночными ведьмами».

 

 

Бывали ситуации, когда их замечали. Думаете, на этом жизням лётчиц приходил конец? А вот и нет!

Попасть по тихоходам По-2 было так же сложно, как и заметить их. Мессершмитты на скорости уже в 170 км/ч падали в штопор—из-за невозможности сравнять скорости, у немцев не было возможности вести прицельную стрельбу по У-2. Зенитчикам было тяжело определить высоту полёта «ведьмы», вследствие чего, как отмечали сами лётчицы, разрывные снаряды (лютая смерть для фанерного самолёта) пролетали По-2 насквозь (повреждения, конечно, были, но были относительно ничтожны) и взрывались выше. К тому же, радиолокационная система обнаружения у немецких ночных охотников никак не могла обнаружить По-2. Дело в том, что такая система реагировала на металл, а в По-2 его было за глаза первая сотня килограмм, не считая бомбы. Для сравнения: рабочие лошадки советской ВВС Як-3 и Ла-5—это 2,5 и 3 тонны сплошного металла соответственно, я уже не рассматриваю средние и тяжёлые бомбардировщики.

 

 

Но не незаметность и относительная живучесть По-2 сделала летчиц 588-й дивизии ночным кошмаром немецких солдат. Помните послужной список полка в начале статьи? При полезной нагрузке в 250 кг, а за счёт парашютов (лётчицы зачастую не брали на вылет парашюты) все 300 кг, нанесённые разрушения кажутся чересчур завышенными. Но это не так. Небольшая ремарка: у стран союзников была статистика — в среднем пилот проводит 20 боевых вылетов, после чего неминуемо погибает. Последующие 5 вылетов уже назывались смертными. Если же пилот выживает и их, то его удостаивают почётным наградам и увольняют в отставку. Но вот «ночные ведьмы» проводили только за одну ночь по 10 вылетов на сестру! А количество вылетов на протяжении всей войны не поддаётся исчислению. Именно количеством вылетов 588-ая дивизия компенсировала скромную бомбовую нагрузку. Причём при каждом новом вылете 3 девушки-вооруженца (т.е., которые занимаются перезарядкой боевого вооружения) должны были на коленках руками прицепить на бомбодержатели одного самолёта новые бомбы, которые весели по 100 кг каждая. Для трёх девушек это характерно большой вес. Начальник штаба полка Ирина Ракобольская подсчитала, что за ночь каждая девушка-вооруженец поднимала до 3 тонн бомб! И так на протяжении всей войны от Кубани до Германии. Это ещё раз коротко про «слабый» пол.

 

Евгения Андреевна Жигуленко, герой СССР

Отдельное внимание хочу уделить нашей героине, Евгении Андреевне Жигуленко. Родилась она 1 декабря 1920 года в Краснодаре. Окончила железнодорожную среднюю школу №34 имени В.И. Ленина в городе Тихорецке, затем училась в Дирижаблестроительном институте, ныне Московский авиационно-технологический институт. После окончила школу летчиков при Московском аэроклубе. В Октябре 1941 года вступила в Красную армию, и уже в мае 1942, после окончания курсов штурманов при Военной авиационной школе пилотов и курсов усовершенствования летчиков, попала на фронт. Первое время ей не давали пилотировать самолёт — командир полка Евдокия Бершанская дала установку усиленно тренироваться. Всё это время Евгения была в воздухе в качестве штурмана (По-2 были двухместные). Когда же её поставили пилотом, на построении она была самой первой по росту, поэтому первой добегала до самолёта и первой поднималась в небо. Причём Жигуленко проводила за ночь на один вылет больше, чем свои однополчанки. Как отмечала сама Евгения Андреевна: «благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза». По количеству боевых вылетов Жигуленко третья в полку, после Ирины Сербовой и Натальи Меклин. На её счету 968 вылетов.

За всё время существования полк ни разу не отправлялся на переформирование — для этого не было существенных потерь. Самые крупные потери 588 полка за ночь составило 4 машины. Это удивительный показатель для всей Красной армии.

Любые иные пилоты, будучи оснащенными стальной бронёй, турельной защитой, мощными двигателями сбивались одни за другими. А девицы 588-го ночного лёгкобомбардировочного авиационного полка прошли всю войну на учебных, не пригодных для войны, самолётах. Под конец хочу сказать:

Необычно (а в чём-то заокеанским наблюдателям и забавно) видеть, как рой игрушечных самолётиков, управляемый «слабым» полом, несёт смерть, подобно воздушной крепости…

Найти и посмотреть фильм Евгении Жигуленко «В небе «ночные ведьмы» Вы можете в нашей группе

 

Список источников, использованных в статье
Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Орлов, Н. А. По-2 (У-2) — летучие кони кубанских ночных «амазонок» [Электронный ресурс] / Н. А. Орлов // Свет станиц. 2018. № 3 (4). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ok3, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: История > Подраздел: Военная история > Рубрика: Оружейка казака

Авторы публикации: .

Николай Орлов

Студент Института машиностроения и инжиниринга МГТУ «Станкин».

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: