Марина Александровна Рыблова
Источник статьи:  Научный журнал РАН Этнографическое обозрение (2002. №4. С. 3-13).
Наш комментарий: В статье исследователь культуры донских казаков, доктор исторических наук М. А. Рыблова рассказывает о границе, бывшей существенным фактором в жизни донских казаков, живших между степью и лесом, кочевниками и славянами, христианским и мусульманским мирами и этапах её освоения, а также о сформированном таким укладом жизни значении «границы» в обрядах и представлениях казаков: представлениях о закреплении прав на свою территорию (от принципа «куда пуля долетит» до «куда топор, и соха, и коса ходили»), обрядах межевания (хождение уважаемых старожилов с иконами, называемых «общей правдой»,  по границе по памяти, отражении народных представлений о первичной жертве в основе творения мира в совершаемых на границе обрядах, представлении о границе, как границе еще и с духовным миром), закреплении границы её освящением. Приятного чтения!
Аннотация: Понятие «граница» относится к числу универсальных культурных категорий, и связано это с функцией границы, которая сводится к «адаптирующей переработке внешнего но внутреннее», в результате чего происходит структурализация внешнего пространства, то есть собственно создание «пространства культуры». При этом на границе происходят два биполярных процесса — смыкания двух миров и их разграничения. Любые же пограничные состояния (вызванные пространственными либо временными изменениями) во всех традиционных культурах обязательно маркируются специальными обрядами. По всей видимости, вообще большинство архаических ритуалов сопряжено именно с понятием «граница». Таким образом, сам процесс создания культуры (понимаемый как преобразование природного в социальное) всегда начинается на пограничье. Однако существуют и такие культуры, для которых пограничье — не только начальная стадия в развитии, но и постоянная семиотическая зона, вне рамок которой она уже не может существовать. К числу таких «пограничных» культур можно безоговорочно отнести традиционную культуру донского казачества.

Читать/скачать статью на сайте журнала (в формате PDF) →

Пожалуйста, сообщите нам, если ссылка на статью не работает.

Наши пояснения:

Семиотика — это междисциплинарная (то есть находящаяся на стыке разных наук) наука о знаках и состоящих из них системах, она изучает не только языки, но и любые системы обмена информацией с помощью знаков;

знак — что угодно, что что-то значит;

символ — вид знака, передающий означаемый им образ обобщенно;

цитируемый в статье Ю. М. Лотман — выдающийся отечественный исследователь семиотики;

семиосфера — знаковое пространство, являющееся средой и контекстом (пояснением) знаков, равна культуре и/или природе при взгляде на них, как на знаковые системы, ввёдший это понятие Лотман показывает семиосферу на примере музейного пространства, являющегося по его мнению её идеальным образом: «Представим себе в качестве некоторого единого мира, взятого в синхронном срезе, зал музея, где в разных витринах выставлены экспо- наты разных эпох, надписи на известных и неизвестных языках, инструкции по дешифровке, составленные методистами пояснительные тексты к выставке, схемы маршрутов экскурсий и правила поведения посетителей. Поместим в этот зал еще экскурсоводов и посетителей и представим себе это все как единый механизм (чем, в определенном отношении, все это и является). Мы получим образ семиосферы. При этом не следует упускать из виду, что все элементы семиосферы находятся не в статическом, а в подвижном, динамическом соотношении, постоянно меняя формулы отношения друг к другу. Особенно это заметно на традиционных моментах, доставшихся из прошлых состояний культуры» (Лотман Ю. М. Семиосфера. С. 253.).

семантика — это значение (и наука о нем);

культурная диффузия — взаимопроникновение черт разных культур при их контакте;

этногенез — процесс возникновения и формирования народа;

маргинальный — в научном значении это слово не является ругательным и оскорбительным, а означает в широком смысле — граничный, находящийся на краю (границе) или около них (от лат. marginalis «крайний»).

Марина Александровна Рыблова

http://orcid.org/0000-0003-1451-2579 | ryblova@mail.ru | д.и.н., ведущий научный сотрудник | Южный научный центр РАН (пр. Чехова 41, Ростов-на-Дону, 344006, Россия).

 

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: