Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. Мрачные краски В. Лещева в изображении политики расказачивания на Дону [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 1 (14). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk10, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)

Сегодня, вспоминая печальную дату 24 января 1919 года, хотелось бы поговорить об отражении в живописи радикального этапа процесса расказачивания, который пришелся на годы Гражданской войны (1917-1920-е) на примере новой работы современного казачьего художника Вячеслава Лещева «К столетию расказачивания 1919-2019. Расстрел». перейти к описанию картины →

Расказачивание – занявший не одно столетие (и в какой-то мере имеющий предпосылки к продолжению, впрочем, всё зависит от нас…) процесс постепенной трансформации самосознания, менталитета, культурно-бытовых особенностей и хозяйственного уклада казаков. Его началом можно считать присоединение казачьих территорий к Российскому государству. Казакам, как носителям собственной культуры, пришлось вступить в симбиоз с государством, выполнять определенные функции (в частности, нести военную службу, получая за это определенные жалования, льготы и привилегии), и при этом неизбежно взаимодействовать с новой культурной средой, что предполагало следование общим для Российской империи (и, к какой-то мере, опосредованно через неё и всей Европейской цивилизации) реформам и законам. Следование общему прогрессу (например, к началу 20 века около 8 тыс. донских казаков работали в фабрично-заводской промышленности и на транспорте), перенимание общепринятых культурных ценностей и политических идей не сочеталось с традиционным казачьим землепользованием и бытовым укладом. В целом, плавный эволюционный процесс расказачивания, иногда корректируемый политическими действиями государства, продолжился бы и в случае, и если революционные события и смена режима государственного правления не случились, что обусловлено историческим процессом взаимодействия казачьих народов (этнических и социальных групп) с государством, в составе которого находились занимаемые ими территории. Но в ходе революционных событий 1917-1922(23) гг. процесс расказачивания пошел ускоренным темпом, приобрел насильственный, радикальный характер.

Это чудовищное противостояние затронуло территории всех казачьих войск, сломав миллионы судеб, мы же попытаемся рассмотреть его на примере событий, происходивших в Области Войска Донского, эпизод из которых увековечил в своей работе Вячеслав. В 1917 году, после Февральской революции, произошел раскол в обществе и появление нескольких структур власти: комиссаров Временного правительства; Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов; Донского войскового Круга; органов городского самоуправления (городские думы и их исполнительные органы). В мае, после попытки Областного съезда крестьян отменить частную собственность на землю, Донской войсковой Круг объявил земли Дона «исторической собственностью казаков». Вернувшийся на Дон генерал Каледин был избран войсковым атаманом.

Войсковой Атаман Области Войска Донского, генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин.

Каледин выразил поддержку Временному правительству, признав захват большевиками власти преступным действием. В ноябре по всей Донской области было введено военное положение, происходила ликвидация Советов и рабочих организаций, а Область объявлялась независимой до провозглашения законной российской власти. Однако, активных военных действий на территории Войска не происходило. Казаки-фронтовики желали мирной жизни, устав от сражений Первой мировой войны, поэтому, после возвращения с боевых точек, расходились по домам. Нейтралитет по отношению к власти Советов сохраняли и переселенцы или, так называемые, «иногородние», не принадлежавшие в этническом плане к казачьим народам, в то же время, находясь в неравных с казаками правах они же и осложняли политическую обстановку. Не удовольствовавшись данным им Войском пользованием частью помещичьих земель, они требовали радикальной земельной реформы.

До середины ноября большевики не организовывали вооруженного выступления, занимаясь подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Оценив предварительные результаты собрания в Донской области, Войсковое правительство признало, что большевики могут стать серьезной угрозой из-за широкой поддержки.

Последующее создание Военно-революционного комитета (ВРК) объединенной демократии и поставленный Войсковому правительству ультиматум вкупе с прибытием  в Ростов-на-Дону кораблей Черноморского флота спровоцировали объединение генерала Каледина с А. М. Алексеевым, предлагавшим ранее сформировать военные отряды для борьбы с большевиками.

Созданный отряд из офицеров и юнкеров заставил большевиков отступить из Ростова, а также занял Таганрог и значительную часть Донбасса. 6 (19) декабря на Дон прибыл генерал Л. Г. Корнилов, объединившийся с генералом Алексеевым.  Каледин, Алексеев и Корнилов вошли в так называемый «триумвират», который встал во главе Донского гражданского совета, созданного для руководства Белым движением на всей территории бывшей Российской империи и претендовавшего на роль всероссийского правительства. С ним вступили в контакт страны Антанты, прислав в Новочеркасск своих представителей.

На территории Донской области начала формироваться «Добровольческая армия», не достигшая значительной численности из-за нежелания казаков ввязываться в очередные кровопролитные столкновения. К тому же, действия данного объединения считались казаками институтом «большой политики», провоцирующий военную деятельность.

6 (19) декабря СНК РСФСР образовал Южный революционный фронт по борьбе с контрреволюцией. Планировалось охватить Донецкую область с нескольких сторон. Военные действия перемежались с переговорами и временными перемириями, носили затяжной характер.

В январе (феврале) 1918 года большевикам удалось установить Советскую власть на Дону и Кубани. Были заняты Ростов и Таганрог. 12 (25) февраля заняли Новочеркасск. Корнилов сообщил Каледину об отходе его Добровольческой армии на Кубань, лишая Каледина основной поддержки, что привело к сложению атаманом полномочий и самоубийству.

Пётр Николаевич Краснов — генерал-майор Русской императорской армии, атаман Всевеликого Войска Донского, военный и политический деятель, писатель и публицист, эмигрант, занявший под конец жизни, в годы ВОВ сторону фашистов.

В марте территория Области Войска Донского объявлена ВКР Донецкой республикой. Первый съезд Советов рабочих и казачьих депутатов Донской республики в г. Ростов, проходивший в апреле, переименовал Донскую республику в Донскую Советскую Республику. Однако, продержалась советская власть по  25 апреля (8 мая) 1918 года. Часть отрядов Красной гвардии спровоцировала восстания в ряде донских станиц земельными переделами, грабежами и расстрелами минного населения. Казаками была свергнута большевистская власть в Новочеркасске и сформировано Всевеликое Войско Донское, возглавленный 16 мая генералом П. Н. Красновым (войсковой атаман), заключившим союз с Германией для победы над большевиками. Белое движение восстанавливает социально-экономическую связь с Доном. 25 апреля (8 мая) казаки Краснова (конница Туроверова) и немецкие части (20-я запасная дивизия, пробывшая в городе до декабря 1918 г.) занимают Ростов.

Командный состав Добровольческой армии: генералы А. П. Богаевский, А. И. Деникин, П. Н. Краснов. Станция Чир. 1918 г.
источник: скан Шишова, А. В. Генерал Дроздовский. Легендарный поход от Ясс до Кубани и Дона. — М.: Центрполиграф, 2012. — 431 с. — (Россия забытая и неизвестная. Золотая коллекция). — ISBN 978-5-227-03734-3

28 апреля (11 мая) в Новочеркасске собираются делегаты от станиц и войсковых частей и учреждают Круг спасения Дона. В мае создается независимое государство Великого Войска Донского во главе с атаманом Красновым. Создали вооруженные силы нового государства и Донскую армию, действовавшую на Царицынском фронте до начала 1919 года. В январе 1919 года роль Краснова из-за неудач в военном плане снижается, атаман вынужден признать главенство Деникина.

Окончательное разочарование казаков в советской власти вызвало решение ВКП(б) действовать радикальными методами, что, в свою очередь, привело к форсированному разрушению системы казачьего землепользования и антиказачьим репрессиям. Циркулярное письмо, принятое Организационным бюро ЦК РКП(б) 24 января 1919 года из-за категоричности формулировок открыло прямой путь к антиказачьему террору и конфискации (уничтожения) имущества, оказанию помощи пришлому населению, занимающему земли исконного.

ЦК.РКП(б).» Центральный партийный архив, фонд 17, опись 65, дело 35, лист 261.

Совершались грабежи и поджоги, убивали людей, никак не связанных с белыми, действуя по ложным доносам или личной инициативе. Население, в частности северных округов Дона, оказалось доведено до отчаяния, что способствовало восстанию против советской власти (Вёшенское восстание 11 марта – 8 июня 1919 г.). 16 марта 1919 г. Пленум ЦК РКП (б) принял решение о приостановлении  январской директивы, но противостояние и военный террор продолжились с обеих сторон. Военные действия восставшие продолжили, объединившись с белым движением и дойдя с его частями до стратегических подступов к Москве… Но в итоге, в 1920 году Советская власть все же одержала победу, установив свой режим на Дону и прилегающих территориях.

Воплощение самой худшей интерпретации постановлений ВКП(б) относительно казачьих территорий показано на картине современного художника Вячеслава Лещева, «К столетию расказачивания 1919-2019. Расстрел».

«К столетию расказачивания 1919-2019. Расстрел», В. С. Лещев, цифровая живопись, 2019.

Работа выполнена в компьютерной графике, позволяющей добиться интересных эффектов в исполнении. На «холсте» мы видим трех братьев-казаков, занимающих своими фигурами большую часть пространства изображения. Несмотря на связанные за спиной руки, их позы полны уверенности, внутренней силы и непоколебимости перед ближайшим будущим, в которых их жизни завершатся расстрелом. Своим видом они говорят зрителю (и предполагаемым большевикам): да, можете связать нам руки, вы можете уничтожать нас психологическим давлением и физическим насилием, но мы никогда не покоримся такой власти.

Участь разрушенной хаты за спинами братьев ожидает всю станицу, а выжженная, бесплодная земля на заднем плане фактически является знаком разрушения привычного жизненного уклада.

Цветовая гамма мрачная, подавляющая, полностью передает трагический характер изображаемых событий. Два доминирующих оттенка – отблески красного и коричневато-охристый цвет контрастируют с третьим, серовато-белым цветом рубашек, на который рефлексом ложится свет от горящего соседнего куреня.

Картину Вячеслава можно связать и с последующими репрессиями казаков, продолжавшимися и после завершения Гражданской войны.

В период нэпа политика откровенного террора сменилась скрытым давлением, ограничением в правах. Казаков, тем не менее, стремились окончательно рассеять среди сельского населения, препятствовать образованию их поселений (поначалу наоборот препятствовали их сродненною с подселяемыми крестьянами), однако, локальные станицы имели место быть (так называемый первый этап «оказачивания»). Казакам пришлось испытать на себе и тяжести процесса коллективизации, что вылилось в череду раскулачиваний, репрессий и депортаций. Казачества как отдельного многочисленного сословия, имеющего автономию и особые права, к 1930-м годам уже не существовало. В плане землепользования казаков приравнивали к крестьянам, отказывая им в аутентичных традициях и культурных особенностях. Таким образом, казаков приравнивали к обычным гражданам Советской России.

Так, в дальнейшем будут предприниматься действия по формированию нового, колхозного «советского казачества» (и даже «оказачивания» лиц, казаками не являющихся, но проживающих на их территории), но данные меры будут скорее попытками в рамках политики примирить казачество с советской властью, а не восстановить аутентичные культуру, быт и систему землепользования. Отменяется запрет на службу казаков в рядах РККА и ношение своей формы. Казаков включают в состав кавалерии, формируя из них отдельные воинские подразделения, с новой казачьей формой, конструируется в виде кружков «ворошиловских стрелков» новая система воинского воспитания на местах, претендующая на замену существовавшей у казаков, конечно, с советским уклоном. Традиции будут восстанавливаются, но уже, как элемент фольклора. В период Второй мировой войны вводят казачью форму, продолжают восстанавливать элементы культуры. Великая отечественная война вносит свои коррективы в этот процесс (но это уже совсем другая история). После войны приходят новые поколения, являющиеся уже советскими гражданами и сталкивающиеся, но новыми вызовами жизни нашего государства, стремление же и возможность возродить аутентичные традиции начинается с 1980-х годов и продолжается и по сей день.

Список источников, использованных в статье

  1. Скорик А. П. Расказачивание на юге россии в 1930-Х гг.: исторические мифы и реальность /  А. П. Скорик,  В. А. Бондарев // Отечественная история. — 2008. — № 5. — С. 97-108.
  2. Трут В. П. Трагедия расказачивания. К событиям весны 1919 года на Верхнем Дону // Донской временник. Режим доступа:  http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m6/0/art.aspx?art_id=140

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. Мрачные краски В. Лещева в изображении политики расказачивания на Дону [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 1 (14). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk10, свободный. (дата обращения: 15.10.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Валентина Овчинникова

Студент исторического факультета ГАУГН при РАН

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: