Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Кобель, М. Р. Подружки на картине А. А. Щебуняева, кто они? [Электронный ресурс] / М. Р. Кобель // Свет станиц. 2019. № 3 (16). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk12, свободный. (дата обращения: 14.12.2019)

Март в этом году не спешит становится весной. Но всё-таки на календаре международный женский и самый весенний праздник. И по этому случаю, мы познакомимся с картиной «Подружки» Александра Алексеевича Щебуняева, к творчеству которого мы уже обращались в этой рубрике.

Предлагаю первым шагом заглянуть за границы картины. Она была написана в 2016 году для выставки художника «Казаки в мире художника…», прошедшей в экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. На картине изображены участницы массовки съёмок фильма «Тихий Дон» (2015). Они сидят в лучах заходящего солнца среди колосков и загадочно и ласково нам улыбаются. Оставаясь за границами произведения, подумайте: разве не расцвели эти молодые современные девушки от внимания художника-мужчины, да ещё и занимающегося написанием исторических образов казаков? Не сверкают ли в моменте их глаза от того, что в них ощутили их природу, в неё поверили?

«Подружки», А. А. Щебуняев, 2016, холст/масло. — источник фото: http://артказак.рф

Картина «Подружки» заигрывает со зрителем лёгким противоречием в смыслах и образах. Что мы видим на картине? С одной стороны, тёплые и нежные тона, мягкий свет. С другой стороны – холодная тень, неожиданно занявшая центральную часть композиции. Игра лучей заходящего солнца одновременно с лилово-синими цветами на лице и одежде сидящей справа девушки. Это первый контраст, который мы читаем на изобразительном уровне. Художника поразило, что ввиду такого освещения, девушки выглядели прямо восковыми.

Далее, посмотрите на композицию. На линию горизонта. Какая линия? – спросите вы. Действительно. Согласно женской природе, настроению, девушки полностью окружены землёй, колосьями. Но небо напоминает о себе лучами солнца и синими оттенками ткани покрывала, на рубашках. Вот ещё одна игра этого произведения.

Позы, в которых сидят девушки также можно сопоставить. Одна из них, та, что слева, больше закрывается от зрителя, и развёрнута к подруге, будто говорит ей что-то. В то же время и цвет её юбки подчёркивает активность и игривость нрава. Девушка справа сидит в спокойной, смирной позе, и более открыта для нас, хотя и наклонилась к своей подруге, поддерживая контакт. Вокруг неё преобладают нежные голубые тона, которые подчёркивают большую степенность и умиротворение. Её правая рука накрывает левую, что тоже символизирует контроль эмоций логикой.

А далее, глубже – игра смыслов: сидят в колосьях девушки в народных костюмах. Казачки? Жанровая картина? С одной стороны – да. Но ведь это актрисы, играющие свою роль в фильме также, как и на этом произведении искусства. Они – женщины нового времени, принявшие на себя образ прошлого. Актриса, сидящая справа, очевидно, играет  незамужнюю казачку, так как на голове у неё заплетена одна коса. Статус второй останется для нас в тайне, возможно, у нее за спиной коса, а может и шлычка под платком. На них обыкновенная будничная рабочая одежда, в какой ходили дома, во дворе или на работы в поле и т. д. — простая юбка и кофта. Такой костюм вполне соответствует верхнедонским традициям времени действия «Тихого Дона».

Народный костюм, запечатлённый художником, — это дверь к открытию зрителем энергетического потенциала, заложенного в каждой женщине. Он лишь напоминание, лишь подсказка к тому, чтобы мы обратились вниманием к природе этих девушек, сверкающей через тень от заходящего солнца. Разве станут они другими, когда оденутся в джинсы и распустят волосы? (конечно, быт направляет материальные проявления культуры, но на её морально-религиозное ядро имеет относительно слабое и медленное влияние). Костюм – это игра. Это намёк. Но намерение разглядеть истинную природу лежит внутри смотрящего. Как и желание в современной женщине видеть подобие мужчины, что-то развратное и неправильное.

Посмотрите в их глаза. Сверкающая радость, искра, благодарность и удовольствие. Сценический макияж, не естественно смотрящийся на их молодых лицах не может заглушить энергию, струящуюся через глаза и через тело. Единство с природой, материальность. Связь с землёй и плодовитость. Художник очень тонко словил и ясно передал нам образ женщины. Разве есть теперь разница, какой культуре – настоящей или прошлой – принадлежат эти девушки? Разве есть разница, сколько грима, косметики, одежды есть на женщине?

Женщина. Что вы знаете об этом образе, об этой энергии? Разве не будете вы сами видеть эту природу в любой из нас, если разрешаете себе это делать? Если понимаете истинную её суть, а не декорации, создаваемые культурой?

Женщина — существо глубоко чувствующее и подстраивающееся. Веяния современного мира меняют наш образ, переодевают, раскрашивают, ведут в работу и бизнес. Человек может закостенеть во внешней форме традиций (беспомощной при иных условиях быта) и не справится с прогрессом, отрицая этап развития всей планеты. В такой ситуации как сможем мы создать достойное прошлое для наших детей? «Извините, мы не приняли изменения, мы отрицали их, гонясь за декорациями прошлого» – скажем мы им.

И не важно раздета она или одета. С распущенными волосами или убранными под ткань. Накрашена (для вас, мужчины) либо отказалась от этого? Научилась ли она самостоятельно зарабатывать на жизнь, оттого что в прошлом столетии оставалась без мужчины из-за войны и была поставлена с ним наравне в социалистическом обществе или позволяет делать это за себя? Красота в глазах смотрящего. В устах говорящего. И художник Александр Щебуняев увидел это. Увидел её через тень, увидел через грим, через костюм. Да, есть намёки, всегда есть «атрибуты» женщины. Но они исходят из её природы, а не являются ею. Такая вот простая, но в то же время очень многогранная и глубокая картина «Подружки» сегодня порадовала нас своей игрой.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Кобель, М. Р. Подружки на картине А. А. Щебуняева, кто они? [Электронный ресурс] / М. Р. Кобель // Свет станиц. 2019. № 3 (16). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk12, свободный. (дата обращения: 14.12.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Маргарита Кобель

Бакалавр Дизайна, потомок запорожских казаков, прошла программу повышения квалификации «Современная научная периодика» в ГАУГН при РАН и стажировку в научных журналах РАН.

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия данных организаций: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (а также организаций из списков по данным ссылкам: », », »), употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: