Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. Образ Дня Победы на картине Д. А. Шмарина «Победа. Берлин 1945 года» [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 5 (18). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk13, свободный. (дата обращения: 21.09.2019)

На работе Дмитрия Александровича Шмарина мы видим художественный образ победы в Великой Отечественной войне. Контраст советских гимнастерок ликующих солдат на фоне символа Берлина, красно-черной военной одежды казаков и мрачной дымчато-серой громады Бранденбургских ворот: что же скрывается за колористическим решением? Предлагаю поподробнее ознакомиться с авторским замыслом.

Для начала, несколько слов о самом авторе. В роду у Дмитрия Александровича кубанские казаки, а каждое лето в детстве он проводил в станице Кабардинской на Кубани, гостя у своей бабушки, Раисы Петровны. Из бабушкиных рассказов автор узнал о Гражданской войне и расстрелах казаков. Дальнейшее изучение темы во многом определило тематику творчества Дмитрия Александровича, так, например, дипломная работа после обучения в МГАХИ в мастерской профессора В. И. Забелина называется «Гражданская война. Расказачивание. 1919 год».

 

Реалистическая живопись на исторические темы дает Дмитрию Александровичу возможность показать образ Православной Руси, основанной на трех основах русской жизни, предложенных Сергеем Семёновичем Уваровым в качестве «Теории официальной народности» – православии, самодержавии и, собственно, народности, показать силу истинного русского духа, каким, по мнению автора, он должен быть.

С 1994 года Дмитрий Александрович работает в Российской академии художеств в творческой мастерской академика А.П. Ткачева. С 1995 года состоит в Московском союзе художников, а с 2010 является членом-корреспондентом Российской академии художеств.

Победа. Берлин 1945 года. Д. А. Шмарин. 2005.

Важную роль в замысле создания картины сыграла стажировка в Германии в Высшей школе искусств Западного Берлина (1992 год). Возвращаясь поздно вечером по мосту через Рейн, видя в сумраке готический Кёльнский собор, Дмитрий Александрович услышал песню на славянском языке (возможно, болгарском или сербском), доносящуюся из кафе. В этот момент появилась идея для будущей работы, построенной на столкновении германского и славянского народного духа. Германский дух – мрачный, тяжелый, сумрачный. Славянский же, напротив, более красочный и яркий. Отсюда вытекает колористическое решение, доминирование трех цветов: серого, черного и красного. Перед взглядом художника в момент формирования идеи стояли красные башлыки, черные черкески, зеленые гимнастерки советских солдат и офицеров на фоне серой громады Бранденбургских ворот.

Кёльнский собор, фото.

Идея «духа нации» созвучна представлениям мыслителей эпохи романтизма о национальном самосознании. Иоганн Готфрид Гердер (1744 — 1803) считал, что у каждого народа есть конечное предназначение, а значит, что он должен пройти собственный уникальный путь, ориентируясь на свои традиционные нормы культуры и осуществляя заимствования из чужих только в том случае, если они могут органично дополнить их. Фактически это идея о культурном многообразии, получившая свое развитие в работах Франца Боаса (1858 -1942): каждая культура носит уникальный и специфический характер, каждый из ее элементов выполняет особую роль, а одни и те же объекты будут иметь разные смыслы в разных культурах. В дальнейшем теория локальных цивилизаций проявится в работах О. Шпенглера (1880 — 1936), А. Тойнби (1889 — 1975). Русский философ Н. Я. Данилевский (1822 — 1885) в своей книге «Россия и Европа» также дает определение «духу нации». Каждая цивилизация (культурно-исторический тип общества) развивается в связи со своими социокультурными ценностями: промышленными, художественными, социальными, религиозными, научными и прочими. Язык, культура, история определяет самобытность конкретно взятой цивилизации, т.е. национальную специфику или, по-другому, «душу народа». Гибель цивилизации в его понимании означает смещение фокуса развития к другому народу.

Так и у Дмитрия Александровича Шмарина победа славянского мира над германским фактически равноценна смене «взрослой» нации более молодой, «свежей». Интересно, что национальный дух проявляется в образе городов. Строгая суровая готика, четкие мрачные здания Германии противопоставляются красочным, ярким городам России (Ярославль, Суздаль, Кострома). Красный, золотистый, зеленый – цвета славянского духа, нашедшие свое отражение в колорите картины, в частности, форме советских войск. Песочные гимнастерки, черные черкески, красные бешметы, башлыки и верхи кубанок составляют контраст с охристо-серой однотонной задымленностью поверженной столицы врага, где происходит митинг. Бранденбургские ворота, находящиеся на заднем плане, утопают в дымке, – символ Берлина, на котором установлен флаг советской армии как знак капитуляции врага и безоговорочной победы славянского духа. Символ триумфа германского народа становится знаковым для советской армии, о чем свидетельствует красное знамя, установленное над квадригой.

Бранденбургские ворота, фото.

После завершения Берлинской наступательной операции советские военные части, дошедшие до Берлина через разные страны и точки боевых действий, соединялись при встречах на улицах чужой страны в спонтанных торжественных митингах. Один из таких моментов и запечатлел на своем полотне Дмитрий Александрович. Картина лишена статичности: каждый изображенный на ней человек двигается: подбрасывает головной убор, стреляет в воздух, кричит от радости, приветственно машет товарищам.

Композиционное построение картины схоже с известной работой Петра Кривоногова «Победа». Солдаты также вовлечены в торжественное действие, стоя спиной к зрителю, как будто предлагая разделить радость победы. Дымовая завеса – знак поверженности города. При взгляде на картину создается эффект действия и вовлеченности, более развитый у Шмарина. Зритель как будто стоит рядом с героями картины, за их спинами, в пространстве, не вошедшем в ограниченную рамкой зону. «Обрезаны» ноги солдат, что усиливает восприятие вовлеченности: линия горизонта находится на уровне глаз предполагаемого зрителя.

Победа. П. А. Кривоногов. 1948. Сейчас картина находится в Зале Победы Центрального музея Вооруженных Сил РФ.

Еще один источник вдохновения для создания образов казаков, определивший колорит картины — советская эстрадная песня на стихотворные строки Цезаря Соломоновича Солодаря «Казаки в Берлине», написанная в день Победы, 9 мая 1945 года. Ее слова создают перед слушателем образ торжественно гарцующих по улицам Берлина казаков. [1, с 244]

источник: [1, с 242].

Показать текст песни

По берлинской мостовой
Кони шли на водопой,
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой:
«Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки…»

Припев:
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Он коней повел шажком.
Видит — девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой глядят глаза.
«Не задерживай движенья!» —
Казаку кричит.

Припев.

Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
«Ну-ка, рысью!» — с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела,
Нежный взор — не по уставу
Дарит казаку.

Припев.

По берлинской мостовой
Снова едет верховой —
Про дивчину, про землячку
Говорит друзьям:
«Как вернусь в родимый дом,
Как вернусь на тихий Дон —
Синеглазую казачку
Снова встречу там!»

Припев.

 

В левой нижней части картины представлены казаки 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Рыжий казак, стоящий с направленным вверх оружием, — Николай Андреевич Сериков, реальная личность, участвовавшая в военных действиях. С ним Дмитрий Александрович познакомился в 2014 году в Марьиной роще. Николай Андреевич – ветеран войны, служивший в 4-ый Кубанском казачьем корпусе. Он прошел всю войну, завершив её в Венгрии, оттуда его направили в Берлин. Дмитрий Александрович предположил, как выглядел бы Николай Андреевич, окажись он вместе с товарищами на площади перед Бранденбургской аркой. В ведь ему тоже посчастливилось участвовать в таких спонтанных митингах в Берлине, по его воспоминаниям, яркая парадная форма кубанский казаков нередко обращала внимание служащих других родов войск, вызывая эмоции удивления и радости при встрече, давая ей шанс перейти в перейти в торжественный митинг…

Портрет ветерана Великой Отечественной войны Николая Андреевича Серикова. Д. А. Шмарин. 2004.

Молодой славянский дух нации празднует день своего триумфа, не давая забыть о событиях Великой Отечественной и Второй мировой войны. А работы художников, пишущих на исторические темы, увековечивают 9 мая, как Дня Победы в искусстве.

Список источников, использованных в статье

  1. Луковников А. Е. Друзья-однополчане. О песнях, рождённых войной. М: Воениздат, 1975. Бумажная версия доступна в РГБ: https://search.rsl.ru/ru/record/01001918548 Электронная доступна версия в нашей библиотеке: https://светстаниц.рф/kazaki-v-berline-istoriya-pesni 
  2. Сайт Дмитрия Шмарина. Url: http://shmarinart.ru

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. Образ Дня Победы на картине Д. А. Шмарина «Победа. Берлин 1945 года» [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 5 (18). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk13, свободный. (дата обращения: 21.09.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Валентина Овчинникова

Студент исторического факультета ГАУГН при РАН

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: