Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. «Сын полка» на картине И. В. Торопова [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 6 (19). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk15, свободный. (дата обращения: 21.09.2019)

Вспоминая о жертвах Великой Отечественной войны, представляешь первым делом солдат и офицеров, отдавших жизнь в борьбе за Родину. Но есть и те, кто прикрывал тыл, снабжал всем необходимым, надеялся и ждал, молясь за скорое окончание войны и возвращение героев домой. И сегодня мы поговорим о тех, кто, быть может, и не участвовал непосредственно в боевых действиях (хотя дети-герои были тоже), но незримо стоял за спиной военных словами поддержки, молитвами о здравии и счастливым семейным воспоминанием. Те, чья жизнь ценится больше всего, и чья гибель причиняет сильнейшую боль – дети.

В первый день лета в России отмечается Международный день защиты детей, в связи с чем хотелось бы рассказать о работе Ивана Васильевича Торопова «Сын полка», центральным персонажем которой является ребенок.

Проблема сохранности здоровья и жизни детей стала причиной для учреждения Дня защиты детей в 1949 году решением Парижского конгресса Международной демократической федерации женщин. Через год его проведение стало ежегодной традицией. Интересно, что через три дня, четвертого июня отмечается также Международный день невинных детей – жертв агрессии (введен в 1982 году). Военные столкновения влияют на мирное население если не непосредственно, то через судьбы солдат, оставляя после себя душевные раны – потерю близких. Так и маленький герой работы – сирота, лишившийся родителей.

 

Важно сказать и несколько слов об авторе работы. У Ивана Васильевича Торопова имеются в предках со стороны матери сибирские казаки. Свой путь художника он начал с Государственного художественного училища в Новоалтайске, а продолжил его в Российской Академии живописи ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова в г. Москве. На первом курсе Академии Иван Васильевич учился у Павла Викторовича Рыженко, что помогло ему утвердиться в правильности выбора реализма как художественного стиля. Служение искусству, в данном случае, есть постоянная практика в рисунке. Казачья тема проходит через все творчество Ивана Васильевича, начиная со знакомства в подростковом возрасте со знаковыми вещами, рассказывающими о казачьей культуре и истории, вроде «Тараса Бульбы» и творчества Шолохова. Иван Васильевич рисовал картинки на героев казачьей истории, изображая на своих работах Степана Разина, Емельяна Пугачева и Ермака Тимофеевича.

И. В. Торопов, фото.

Вернемся к «сыну полка», мальчику, окруженному казаками во время привала, устроенного в перерыве между военными действиями на территории Дона. Маленькая фигурка выделена светлым тоном, благодаря чему к ней смещается центр композиции, сразу привлекая внимание зрителя. Мальчик – сирота из ближайшей станицы, чьи родители погибли в ходе войны. Но сейчас он – сын для всех солдат и офицеров, поддерживающий их моральный дух своей детской непосредственностью. На нем солдатская одежда не по размеру, детские ноги утопают в сапогах, но это не мешает мальчику приплясывать под звуки музыки.

Еще одна фигура, оказавшаяся на свету – казак с гармонью, задорно играющий для маленького визитера, — имеет реальный прототип. Образ написан с сибирского потомственного казака Павла Георгиевича Верещагина. Его добродушное раскрасневшееся лицо со сдвинутой набок фуражкой задает благодушный настрой происходящему.

Верещагин П.Г.сибирский казак. рисунок И. В. Торопова.

Зритель замечает перевязанные раны солдат, оружие в зоне доступности – хоть сейчас в бой, — но главные действующие лица способны отвлечь от военных действий и заставить улыбнуться, как, например, и поступает молодой человек в черной папахе, изображенный в левой нижней части картины. Его реальный прототип — Семен Слонов, имеющий в роду по линии отца сибирских казаков.

Стоит отметить, что все люди написаны с натуры, для каждого изображенного казака подбирался свой типаж. Одна из них – медсестра-казачка, для которой позировала студентка мастера Ксения Просекова. Кубанки, черкески, а, как и форма солдат – личные вещи художника, приобретенные ими для создания правдоподобных исторических образов.

«Сын полка». Картина И. В. Торопова, холст/масло, 2016.

Отдыхающие на привале относятся к казачьим подразделениям РККА Дона и Кавказа, встретившимся на поле битвы. На картине видно советских кавалеристов, чьи гимнастерки и шаровары маскировочного цвета создают доминирующий охристо-болотный оттенок в колорите работы. Выделяются темным цветом шаровары с красными лампасами донских казаков и черкески кубанских. Третий цвет, яркий и задающий тревожный настрой военного времени, напоминая о недолговременнности мирного привала – красный: башлыков, выглядывающих из-под черкесок частей бешметов, околышей фуражки и верхов кубанок. Позади кубанских казаков, прячась в тени, стоит терский казак, держа под уздцы лошадь.

Иван Васильевич хотел показать, что защитники нашей родины остались среди казаков и в советский период. Их доблесть и военные подвиги заслуживают памяти. Как и внимание к жизням и благополучию маленьких «солдат», нередко становившихся сиротами во время Великой Отечественной войны.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. «Сын полка» на картине И. В. Торопова [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 6 (19). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk15, свободный. (дата обращения: 21.09.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Валентина Овчинникова

Студент исторического факультета ГАУГН при РАН

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: