| Размер шрифта: А+А-

Вспоминая о жертвах Великой Отечественной войны, представляешь первым делом солдат и офицеров, отдавших жизнь в борьбе за Родину. Но есть и те, кто прикрывал тыл, снабжал всем необходимым, надеялся и ждал, молясь за скорое окончание войны и возвращение героев домой. И сегодня мы поговорим о тех, кто, быть может, и не участвовал непосредственно в боевых действиях (хотя дети-герои были тоже), но незримо стоял за спиной военных словами поддержки, молитвами о здравии и счастливым семейным воспоминанием. Те, чья жизнь ценится больше всего, и чья гибель причиняет сильнейшую боль – дети.

В первый день лета в России отмечается Международный день защиты детей, в связи с чем хотелось бы рассказать о работе Ивана Васильевича Торопова «Сын полка», центральным персонажем которой является ребенок.

Проблема сохранности здоровья и жизни детей стала причиной для учреждения Дня защиты детей в 1949 году решением Парижского конгресса Международной демократической федерации женщин. Через год его проведение стало ежегодной традицией. Интересно, что через три дня, четвертого июня отмечается также Международный день невинных детей – жертв агрессии (введен в 1982 году). Военные столкновения влияют на мирное население если не непосредственно, то через судьбы солдат, оставляя после себя душевные раны – потерю близких. Так и маленький герой работы – сирота, лишившийся родителей.

 

Важно сказать и несколько слов об авторе работы. У Ивана Васильевича Торопова имеются в предках со стороны матери сибирские казаки. Свой путь художника он начал с Государственного художественного училища в Новоалтайске, а продолжил его в Российской Академии живописи ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова в г. Москве. На первом курсе Академии Иван Васильевич учился у Павла Викторовича Рыженко, что помогло ему утвердиться в правильности выбора реализма как художественного стиля. Служение искусству, в данном случае, есть постоянная практика в рисунке. Казачья тема проходит через все творчество Ивана Васильевича, начиная со знакомства в подростковом возрасте со знаковыми вещами, рассказывающими о казачьей культуре и истории, вроде «Тараса Бульбы» и творчества Шолохова. Иван Васильевич рисовал картинки на героев казачьей истории, изображая на своих работах Степана Разина, Емельяна Пугачева и Ермака Тимофеевича.

И. В. Торопов, фото.

Вернемся к «сыну полка», мальчику, окруженному казаками во время привала, устроенного в перерыве между военными действиями на территории Дона. Маленькая фигурка выделена светлым тоном, благодаря чему к ней смещается центр композиции, сразу привлекая внимание зрителя. Мальчик – сирота из ближайшей станицы, чьи родители погибли в ходе войны. Но сейчас он – сын для всех солдат и офицеров, поддерживающий их моральный дух своей детской непосредственностью. На нем солдатская одежда не по размеру, детские ноги утопают в сапогах, но это не мешает мальчику приплясывать под звуки музыки.

Еще одна фигура, оказавшаяся на свету – казак с гармонью, задорно играющий для маленького визитера, — имеет реальный прототип. Образ написан с сибирского потомственного казака Павла Георгиевича Верещагина. Его добродушное раскрасневшееся лицо со сдвинутой набок фуражкой задает благодушный настрой происходящему.

Верещагин П.Г. — сибирский казак. рисунок И. В. Торопова.

Зритель замечает перевязанные раны солдат, оружие в зоне доступности – хоть сейчас в бой, — но главные действующие лица способны отвлечь от военных действий и заставить улыбнуться, как, например, и поступает молодой человек в черной папахе, изображенный в левой нижней части картины. Его реальный прототип — Семен Слонов, имеющий в роду по линии отца сибирских казаков.

Стоит отметить, что все люди написаны с натуры, для каждого изображенного казака подбирался свой типаж. Одна из них – медсестра-казачка, для которой позировала студентка мастера Ксения Просекова. Кубанки, черкески, как и форма солдат – личные вещи художника, приобретенные им для создания правдоподобных исторических образов.

«Сын полка». Картина И. В. Торопова, холст/масло, 2016.

Отдыхающие на привале относятся к казачьим подразделениям РККА Дона и Кавказа, встретившимся на поле битвы. На картине видно советских кавалеристов, чьи гимнастерки и шаровары маскировочного цвета создают доминирующий охристо-болотный оттенок в колорите работы. Выделяются темным цветом шаровары с красными лампасами донских казаков и черкески кубанских. Третий цвет, яркий и задающий тревожный настрой военного времени, напоминая о недолговременнности мирного привала – красный: башлыков, выглядывающих из-под черкесок частей бешметов, околышей фуражки и верхов кубанок. Позади кубанских казаков, прячась в тени, стоит терский казак, держа под уздцы лошадь.

Иван Васильевич хотел показать, что защитники нашей родины остались среди казаков и в советский период. Их доблесть и военные подвиги заслуживают памяти. Как и внимание к жизням и благополучию маленьких «солдат», нередко становившихся сиротами во время Великой Отечественной войны.


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:

Овчинникова, В. А. «Сын полка» на картине И. В. Торопова [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 6 (19). URL: https://светстаниц.рф/ptsk15 (дата обращения: 29.11.2020). ISSN 2619-1539.


Автор публикации:


Валентина Овчинникова
Публикации автора →
Магистрант исторического факультета ГАУГН при РАН. Выпускница исторического факультета ГАУГН при РАН (бакалавр, 2020).

Комментарии:

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия организаций и материалов из списков по данным ссылкам: », », » и любых других, запрещенных в РФ, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2020 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: