Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. Гроза Кавказа, богатырь 19 века — Яков Петрович Бакланов на картине И. В. Торопова [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 10 (23). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk16, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)

С месяцем октябрем связан день памяти героя этой статьи. На картине Ивана Васильевича Торопова, начавшего свой путь художника с Государственного художественного училища в г. Новоалтайске и продолжившего его в Российской Академии живописи ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова в г. Москве, изображен военачальник Донского казачьего войска, генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов (15 (27 по новому стилю) марта 1809 г. – 18 (30 по новому стилю) октября 1873 г.). Бо́льшую часть службы уроженец станицы Гугнинской провел на Кавказе в войне с горцами, персами и турками, где прославился благодаря военным подвигам и суровому нраву [1], получив у горцев прозвище «Даджал» (дьявол) [2]. За многочисленные достижения за время службы на Кавказе был неоднократно награжден. В 1846 году стал во главе полка, а в 1853 г. Якова Бакланова назначили военачальником всей кавалерии левого фланга Кавказской линии [3].   

На написание работы Ивана Васильевича Торопова вдохновили мемуары офицеров полка Якова Бакланова, описания личности военачальника, составленные его современниками, а также прижизненные портреты, послужившие опорой для создания собственного представления художника об образе казака.

 

В описаниях внешности Якова Бакланова часто встречаются слова «грозный», «могучий», «уверенный» — именно таким он и предстает на полотне Ивана Васильевича Торопова. Облик военачальника соответствовал его талантам. Так, в биографическом очерке В. А. Потто сказано: «Яков Петрович…с малых лет привык первенствовать во всех военных забавах и играх. Никто лучше него не стрелял из винтовки; никто, похваляясь выездкой своего коня, не умел заставить его… с размаху перескочить через разложенный в поле огонь. Не раз приходилось оставаться победителем в состязаниях с лучшими борцами или джигитами…» [4, с 10].

Но вернемся к работе Ивана Торопова. На переднем плане картины – фигура Якова Бакланова, героическая мощь казака подчеркнута уверенной позой и передает описываемое в биографиях мощное телосложение и грозный внешний вид, пугающий неприятеля». Сразу же становится понятно, что художнику удалось передать богатырский рост военачальника: создается впечатление, что сидящий в левом нижнем углу казак невысокого роста, а, быть может, и вовсе подросток, хоть он и находится ближе к зрителю и должен быть крупнее Якова Бакланова, композиционно смещенного немного вглубь по сравнению с вышеуказанным казаком. На казаке стилизованный широкий пояс, в котором соединились элементы нескольких поясов, увиденных художником на этнографических рисунках одежды народов Кавказа.

Твердый взгляд Якова Бакланова устремлен за пределы отображенного на картине пространства. Его решительное выражение лица говорит об уверенности в собственных силах, а некоторая задумчивая отстраненность во взгляде связана, вероятно, с просчетом планов предстоящих сражений – свойственной ему черте [3]. Внимание на фигуре Якова Бакланова акцентируется через солнечный свет, который выделяет военачальника среди других, усиливая его героический образ. Остальные казаки как будто находятся в тени своего военачальника, подобно казаку в левом нижнем углу, на которого, судя по всему, падает тень Бакланова. На Якове Петровиче надеты алый бешмет и желтая черкеска, снятые, согласно преданию, с убитого им мюрида и оставленные в качестве трофеев.

Атаман Я. П. Бакланов. (И. В. Торопов. х/м. 2013 год).

Работа выполнена в приглушенных тонах, за счет чего фигура Якова Бакланова, написанная в более ярком тоне, полностью притягивает внимание зрителя. Вместе с тем второй план, на котором изображен, скорее всего, его полк №17, передвигающийся к своей следующей цели, и дальний план со знаменитыми кавказскими горами сливаются вместе. Преобладающие в колорите картины оттенки: песочный цвет, переходящий в золотистую охру на черкеске Бакланова, пастельные оттенки голубого и мятно-зеленого.

Грозе Кавказа, Якову Бакланову, нужен был соответствующий символ, соотносящийся с его внешностью и тщательно поддерживаемым образом, который, с одной стороны, описывался как могучий богатырь с необычайной крепостью духа, а с другой — как «черт, которого и пули не берут» [2]. Таким символом становится черное знамя с вышитым на нем серебром человеческим черепом, с накрест лежащими под ним костями (голова Адама, изначально в христианской символике — символ поверженной Христом смерти) и надписью: «Чаю воскресения из мертвых и жизни будущего века. Аминь» (очевидно, окончание молитвы «Символ веры») вокруг него [2].

Личный штандарт генерала Якова Бакланова, источник: [2].

Наводящее ужас знамя, которое развивается на древке, удерживаемом руками стоящего позади Якова Бакланова казака, было получено полком №17 в посылке на Крещение. Бакланову знамя понравилось. Казакам оно напоминало о вечной жизни, а  на неприятелей наводило панический ужас [2].

В знак уважения к личности Якова Бакланова и его достижениям место его рождения, станица Гугнинская, стало называться в честь военачальника станицей Баклановской, а в Петербурге был поставлен памятник на пьедестале из красного мрамора, перенесенный позже в Новочеркасск вместе с прахом военачальника. «Грозу Кавказа» помнят и поныне, чтя его память и художественными произведениями в том числе. 

Список источников, использованных в статье

  1. Казачий словарь-справочник: [В 3 т.]  / изд. А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. — Кливлэнд (Охайо), 1966.
  2. Венков, А. В. Гроза Кавказа: жизнь и подвиги генерала Бакланова. — Москва: Вече, 2008. — 414, [1] с. — (История казачества). — ISBN 978-5-9533-2997-2. — eLIBRARY ID: 19712785.
  3. Новицкий, В. Ф. Военная энциклопедия / Под ред. полк. В. Ф. Новицкого и др. — Т. 4. —  СПб.: Пг.: Т-во И. Сытина, 1911. Цит. по:  Новицкий, В. Ф. Военная энциклопедия // Государственная публичная историческая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.shpl.ru/nodes/1670#mode/inspect/page/45/zoom/7 (дата обращения: 30.10.2019).
  4. Потто, В. А. Яков Петрович Бакланов (Биографический очерк). – С.-Петербург: Хромолитография и типография В. Грацианского, 1877. Цит. по:  Яков Петрович Бакланов (биографический очерк) : с портретом : 1809-1874 год // Донская государственная публичная библиотека [Электронный ресурс]. – URL: https://vivaldi.dspl.ru/bx0001643/view (дата обращения: 30.10.2019).

 

Рекомендуем почитать по теме:
  • Бакланов, Я. П. Моя боевая жизнь (Записки Войска Донскаго генералъ-лейтенанта Якова Петрова Бакланова, написанныя собственною его рукою) // Русская старина 1871. Т 3. читать →
  • Венков, А. В. Участие донских казаков в Кавказской войне // Кавказология. 2017. №4.  С. 49-63. читать →
Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. Гроза Кавказа, богатырь 19 века — Яков Петрович Бакланов на картине И. В. Торопова [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова // Свет станиц. 2019. № 10 (23). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk16, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Валентина Овчинникова

Студент исторического факультета ГАУГН при РАН

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: