Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Кобель, М. Р. Чёрный ворон над казаком на картине А. А. Щебуняева [Электронный ресурс] / М. Р. Кобель // Свет станиц. 2018. № 12 (13). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk7, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)

Черный ворон, друг ты мой залетный,
Где летал так далеко?
Черный ворон, друг ты мой залетный,
Где летал так далеко?

Где летал так далеко?
Ты принес мне, а ты, черный ворон,
Руку белую с кольцом…
(из былинной песни донских казаков)

Чёрный ворон – интересный и загадочный образ в русском творчестве. Вокруг него слагались легенды, возникали суеверия и предубеждения. И именно этот образ стал главным героем картины современного русского художника Александра Алексеевича Щебуняева «Чёрный ворон», с которой мы познакомимся.

Чёрный ворон, А. А. Щебуняев, холст, масло, 2017. — источник фото: http://артказак.рф

Это произведение занимает в творчестве художника особое место. Среди всех его картин на казачью тему, она выделяется особым сюжетом, жанром, и своеобразными художественными приёмами. Можно сказать, что смысловая составляющая картины «Чёрный ворон» читается на уровень выше, чем это требуют остальные произведения художника на бытовую тему.

 

Другие картины А. А. Щебуняева на казачью тему

  • Настоящий казак, источник фото: http://www.artkazak.ru

Возможно, сама тема смерти так явно выделила её среди остальных. А образ чёрного ворона – это то, что раскрывает тему, сюжет и идею произведения. Для того, чтобы лучше понять место этого персонажа, можно вспомнить о его символике. Ворона, как птицу, которая питается падалью, копает землю, имеет мрачную окраску, всегда связывали со смертью. И эта ассоциация заставляла людей его остерегаться и считать недобрым знаком. С мифологической точки зрения, ворон был посредником между небом и землёй, зимой и весной, нашим миром и царством мёртвых. И сам по себе смерть не причинял и не предвещал. [1]

Сюжет картины держится на падающем с коня казаке. Однако его смысловое и идейное значение раскрывает ворон. Он доминанта картины: тёмные холодные цвета оперения, вступающие в контраст с небом, распахнутые над казаком крылья, его позиция «над происходящим» – всё это производит впечатление на зрителя, что именно птица владеет ситуацией. И перед ним встаёт вопрос: «Этот ворон сама смерть и её причина, или её вестник и свидетель?».

Сама композиция картины давит на казака. Формат, выбранный автором, стремится сжаться в квадрат и придавить этого героя к земле. То же делает и высокая линия горизонта, и горизонталь раскинутых крыльев птицы. Даже конь – символ мощи, стремительности, такой же тёмный, основательный, как и ворон – подгибается под неведомой силой. Фигура казака перевёрнута, он потерял опору, и ноги – символ течения жизненной силы – теперь показывают, что всё обернулось вспять, наступает или уже наступила смерть. Только лицо казака как будто светится и напоминает об искре молодости и решительности.

В картине присутствует несколько траекторий движения. С одной стороны, мы сразу замечаем дымчатый вихрь вокруг героев, он подчёркивает момент падения, напоминает о взмахе крыльев ворона. С помощью этой дымки, художник также выделяет передний план того, что происходит, и играет со смысловыми значения цвета. Обратите внимание на землю, тянущую к себе тело казака: она и чёрная, и фиолетовая, холодные оттенки красного и синего. Она становится плотной бездной, навсегда забирающей его душу. А с другой стороны и ясное небо, и что-то напоминающее пламя, как намёк на огонь жизни и боя, которые, возможно, разворачиваются за пределами картины.

С другой стороны, композиция произведения держится на диагонали, которую создают линии и цвета. Она опять же подчёркивает движения казака вниз, к земле и доминирование чёрной птицы над этим движением. Однако, ворон не нападает. Посмотрите на него: он скорее покрывает своими крыльями происходящую сцену, полёт его направлен в сторону, лапы расслаблены, а из клюва доносится резкий крик, извещающий о победе над жизнью. И здесь он только свидетель – не причина смерти.

И его смысловое и композиционное доминирование не носит характера нападения. Оно только подчёркивает основную идею картины, которую на мой взгляд, хотел передать автор: власть смерти над любой жизнью. Казак на картине безлик. Так он стал собирательным образом всех воинов и образом всего казачества. И автор показывает, как смерть настигает человека и группу людей. Что она темна, она пугает, она доминирует, но она и бесстрастна. Как эта птица, она охватывает душу, выполняя свою роль в круговороте жизни. Как тёмная земля, она смирно забирает тело.

Чёрный ворон на картине Александра Алексеевича Щебуняева – это разговор о том, что интересует и одновременно пугает своей неизвестностью. Это отображение человеческих представлений, и в то же время феномена человеческой жизни и смерти. Это напоминание о неизбежной опасности в жизни воина, о том, что и судьба целого народа может быть под угрозой. Но в то же время такая картина позволяет каждому увидеть в ней то, что его волнует. И в этом профессионализм и талант её автора: он смог не только передать своё ощущение и видение этого сюжета, но и с помощью художественных приёмов и образов дал место зрителю найти в ней отражение самого себя и своих взглядов.

Список источников, использованных в статье

  1. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / авт.-сост. В.Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 566 с.

 

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Кобель, М. Р. Чёрный ворон над казаком на картине А. А. Щебуняева [Электронный ресурс] / М. Р. Кобель // Свет станиц. 2018. № 12 (13). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk7, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: журнал > Подраздел: Казачья тема в искусстве > Рубрика: По ту сторону картины

Авторы публикации: .

Маргарита Кобель

Бакалавр Дизайна, потомок запорожских казаков, прошла программу повышения квалификации «Современная научная периодика» в ГАУГН при РАН и стажировку в научных журналах РАН.

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: