Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. 17 декабря – день рождения Н. Н. Дубовского [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2018. № 12 (13). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk8, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)

Николай Никанорович Дубовской (1859 — 1918) – выдающийся русский живописец, мастер пейзажной живописи, член и руководитель Товарищества Передвижных художественных выставок (ТПВХ), профессор, академик живописи. Один из немногих русских пейзажистов, кто удостоился наград (серебряных и золотых медалей) на международных выставках в Риме, Мюнхене и Париже. Один из ведущих представителей русской школы пейзажа вт. пол.XIX-нач.XX вв., наряду с И.И.Левитаном, А.К.Саврасовым, В.Д.Поленовым, А.И.Куинджи, И.И.Шишкиным, А.М.Васнецовым.

Николай Дубовской родился в городе Новочеркасске в семье войскового старшины, происходившего из станицы Нижне-Курмоярской. Талант к рисованию и расположенность к творчеству мальчик имел с детства. Поэтому ни желание отца видеть своего сына офицером, ни учеба во Владимирской Киевской военной гимназии, не помешали, в итоге, Николаю пойти своим путем и связать свою жизнь с искусством. После четырехлетнего обучения в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, молодой художник регулярно выставляется на выставках Общества поощрения художеств, где знакомится с И.Н.Крамским и другими передовыми живописцами своего времени. В 1886 году он вступает в Товарищество Передвижных художественных выставок (ТПВХ) и регулярно представляет свои работы на выставках этого художественного объединения. Так Дубовской становится «передвижником».

Фото художника.

В историю искусства Николай Дубовской наряду с Исааком Левитаном, вошел, как художник, положивший начало новому направлению в русской пейзажной живописи — «пейзажу настроения». Пейзаж отныне уже не просто фиксация вида природы. Для пейзажа теперь важно «красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл» [1].

Как художник-пейзажист Дубовской многогранен: он изображает морские виды, городские и сельские пейзажи, горы, леса, немаловажное место в его творчестве занимает изображение природы родного донского края. Человек на полотнах художника выступает либо, как второстепенный персонаж, либо отсутствует вовсе. Главное, что волнует живописца — сама природа, ее красота, величие и изменчивость. Художник тонко чувствует краски природы, зыбкость и переменчивость световоздушной среды, преломление солнечных лучей, игру их бликов на поверхности воды или в тени листвы. Важное место в работах Дубовского занимает небо. (Радуга, 1892; Родина, 1903-1904; Туча надвигается, 1912). «Во многих картинах оно даже становится основным компонентом пейзажного образа, его наиболее выразительной частью» [2].

  • Зима, 1884 год.

Изображая природу, художник чаще обращается к панорамным видам, подчеркивая, тем самым, грандиозность, масштабность и величие природной стихии. Лирический по настроению пейзаж становится эпическим по своему воплощению. К дальней линии горизонта убегают размытые деревенские дороги, извилистые лесные тропы, а небесный свод с водной гладью становятся единым целым (Закат, 1892; Курганы в степи, 1900; Зимний день, 1917). Морские и горные виды художник нередко пишет с высокой точки, открывая зрителю ширину и глубину пространства (Притихло, 1890; Альпы, 1895; Закат, 1916). Наряду с величественными панорамными видами художнику так же интересны камерные природные мотивы, которые он часто изображал в своих этюдах.

  • Притихло, 1890 год.

Полотна Дубовского наполнены светом, воздухом, необыкновенно тонким чувством природы, торжественной тишиной, величием, жизнеутверждающей силой. Столь глубокому пониманию и видению природы способствовало то, что художник очень много работал на пленэре (франц. — en plein air) , т.е. писал не в мастерской, а с натуры. В конце XIX-начале XX вв. в творчестве художника прослеживается влияние импрессионизма и модерна — ведущих направлений в искусстве в этот период. Всего творческое наследие живописца начитывает около 400 картин и свыше 2000 этюдов.

  • Церковь Василия Блаженного, 1916-1917 гг.

Однако в историю искусства Николай Дубовской вошел не только как художник, но и как педагог и общественный деятель. «Живя в Петербурге, Н.Н.Дубовской не порывал связей с донским краем, Новочеркасском. Здесь он принимает активное участие в создании «Общества донских художников» (1900), сюда присылает свои работы на городские выставки. Собирает коллекцию произведений товарищей-передвижников, мечтая о создании художественного музея в родном городе» [1]. В 1913-1914 годах художник добивается у городских властей разрешения на постройку здания для Донского художественного музея, однако Первая мировая война и, последовавшая за ней революция, помешали воплощению этой благородной идеи. В 1918 году Николай Никанорович Дубовской скончался от паралича. Идея создания на малой родине художественного музея была воплощена через много лет после смерти выдающегося живописца.

Список источников, использованных в статье

  1. Н.Н.Дубовской. Творческое наследие мастера русского пейзажа в фондах Новочеркасского музея истории донского казачества. Новочеркасск, 2007 год.
  2. Н.Н.Дубовской. Мастер русского искусства. ИЗОГИЗ, 1963 год.

 

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Гобозова, Е. И. 17 декабря – день рождения Н. Н. Дубовского [Электронный ресурс] / Е. И. Гобозова // Свет станиц. 2018. № 12 (13). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk8, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Екатерина Гобозова

Искусствовед, исследователь казачьей культуры, терская казачка (ст. Наурская)

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: