Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. Кому выполняет воинское приветствие казак на картине «Брусиловский прорыв» П. В. Рыженко? [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова, Р. И. Штаний // Свет станиц. 2018. № 12 (13). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk9, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)

Продолжая знакомство с творчеством Павла Викторовича Рыженко, обратимся к картине «Брусиловский прорыв». Победа, разгром объединенных австро-венгерских и германских войск – повод для гордости и национального подъема, но общий настрой работы не кажется торжественно-радостным: яркий флажок на пике казака, как символ выигранного сражения, развевается на фоне безрадостного серо-голубого неба. Тяжелый 1916 год предваряет последующие события – отречение царя Николая II от престола и революцию 1917 года, – которые более проникновенно отображены в «Прощании с конвоем». Не случайно отвлекает на себя внимание зрителя изображенный в центральной части картины казак. Он выполняет воинское приветствие, но не отвечающим ему пленным, как может показаться с первого взгляда, а присутствующему в его сознании и, номинально за пределами полотна царю Николаю II, в чьей ставке был продуман план Луцкого (вошедшего в историю, как Брусиловский) прорыва, принесший российской армии победу.

Первая мировая война уже полыхала кровавым огнем более года, и середина этой войны, 1916 год, знаменателен тем, что в этом году произошли сразу несколько крупнейших и кровопролитнейших за всю войну сражений. Это длившаяся почти весь 1916-ый год «Верденская мясорубка», являющая собой хрестоматийный пример войны на истощение. С конца весны и до осени на Юго-Западном фронте продолжалось крупнейшее сражение Первой мировой войны по суммарным потерям – Брусиловский прорыв (его изначально называли Луцким, по месту где оно проходило), и в одно время с этим, в Северном море сошлись флоты Германии и Британии, в крупнейшем за всю войну Ютландском морском сражении. Однако картина посвящена действиям русских войск, а именно Брусиловскому прорыву, который мы и попытаемся вкратце рассмотреть.

«Брусиловский прорыв», П. В. Рыженко, холст, масло.
источник: Фонд художника Павла Рыженко (http://павел-рыженко.рф)

Фронтовое наступление русской армии на Западном фронте, которым и стал Брусиловский прорыв, было частью общего плана ведения боевых действий Антанты. Решение о возможности начать наступление было принято Ставкой главного командования 24 апреля 1916 года, когда после оценки войск, было выявлено численное превосходство над противником почти в два раза (русская армия на Северном и Западном фронтах имела более 1200 тысяч пехоты, а немецкие войска не превышали 700-ста тысяч). Таким образом был сформирован план и определено направление для нанесения удара – Юго-Запад (территории Румынии, и нескольких современных областей Украины). Эта фронтовая операция была необходима и жизненно важна для сражающихся армий союзников в Европе, в это время шли тяжелые для французов бои под Веденом, и в середине мая оказалось, что Итальянская армия находится на грани катастрофы, таким образом неожиданное для Центральных держав наступление русской армии не только поможет прорвать фронт, но и окажет помощь союзным войскам. Интересно то, что для австро-германцев, наступление русских войск действительно было неожиданным, так как немецкая сторона имела на Восточном фронте напротив армий Брусилова, мощную и глубокую линию обороны, и не планировала решительных действий против русских, сосредоточив все силы на других фронтах.

Общее положение на театре войны и соотношения сторон на 1916 г.
фрагмент из книги: Зайончковский, Андрей Медардович (1862-1926). Мировая война 1914-1918 гг. / А. Зайончковский. — [Издание 3-е]. — Москва: Воениздат, 1938 (Ленинград: типография им. К. Ворошилова). — 3 т. ; 20 с. (читать онлайн: https://www.prlib.ru/item/343569)

Прежде чем перейти к описанию самого сражения, необходимо обрисовать силы русских, расположенных на местах будущего прорыва. Командующим войсками на всем Юго-Западном фронте был генерал А. А. Брусилов. Большую роль в организации наступления сыграл генерал-майор М. В. Ханжин. Как говорилось ранее, русские войска имели численное преимущество над противником, все войска были организованы в четырех армиях: это сильная и наносящая главный удар 8-я армия, под командованием генерала А. М. Каледина (которого вскоре после переворота выберут атаманом Донского казачьего войска); 11-я армия под командованием генерала В. В. Сахарова; 7-я армия генерала Д. Г. Щербачева; и 9-я армия генерала П. А. Лечицкого. Отдельно следует отметить Особую армию, образованную во время второго этапа прорыва, и состоящую первоначально из гвардии и стратегического резерва забайкальских казаков, действовавшую под командованием генерала В. М. Безобразова. И вместе с ней 3-й кавалерийский корпус, в составе 9-й армии, состоящий по большей части из казаков, ранее служивших в 1-й Донской казачьей дивизии и 2-й Сводной казачьей дивизии.

Военный совет в Ставке 1 апреля 1916 года. Сидят вокруг стола, в порядке против часовой стрелки. генерал от инфантерии Н.И. Иванов, начальник штаба Юго-Западного фронта В.Н. Клембовский, главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта А.А. Брусилов, император Николай II, главнокомандующий армиями Северного фронта А.Н. Куропаткин, и.д. начальника штаба Северного фронта Н.Н. Сиверс, генерал-квартирмейстер Ставки М.С. Пустовойтенко, военный министр Д.С. Шуваев, генерал-инспектор артиллерии вел.кн. Сергей Михайлович, начальник штаба Верховного главнокомандующего М.В. Алексеев, главнокомандующий армиями Западного фронта А.Е. Эверт, начальник штаба Западного фронта М.Ф. Квецинский.
источник: ГА РФ. Ф.601. Оп.1. Д.486. Л.1. Кат.166. цит. по: Викимедиа.

Операция была начата утром 22 мая (4 июня по новому стилю) 1916 года, после того как по всей протяженности фронта была проведена массированная артподготовка, для которой русская промышленность наконец смогла предоставить нужное количество снарядов, и преодолеть «снарядный голод». В масштабном наступлении принимало участие громадное количество человек, участвовала авиация и артиллерия. С тактической точки зрения, нельзя назвать удачной идею нападения по всей протяженности фронта, предложенной Брусиловым, однако она увенчалась успехом. На 31 июля (13 августа по новому стилю) фронт был смещен вглубь в среднем на 100 км, были освобождены Буковина, Южная Галиция, и некоторые города Украины. Однако на этот момент продвигающиеся русские войска начали буксовать, сказалось то, что немцы начали оправляться от удара и подтягивать войска с других фронтов. Конец операции был гораздо плачевнее чем ее героическое начало. Брусилов видя, что замедляется продвижение войск, принял решение посылать новые и новые войска в атаку, не смотря на советы Верховной Ставки о переносе удара на другие районы. В этих атаках, как отмечают военные эксперты, достаточно бессмысленных, русские армии потеряли большое количество солдат, которых можно было спасти. В частности, печален момент с продвижением по Припятским болотам, в котором погибла практически вся гвардия. И как полагают многие историки, это печальное событие в контексте всей операции и привело страну к революции.

Брусиловский прорыв.
фрагмент из книги: Зайончковский, Андрей Медардович (1862-1926). Мировая война 1914-1918 гг. / А. Зайончковский. — [Издание 3-е]. — Москва: Воениздат, 1938 (Ленинград: типография им. К. Ворошилова). — 3 т. ; 20 с. (читать онлайн: https://www.prlib.ru/item/343569)

Можно критиковать Брусилова, за громадные потери в армии, которых можно было избежать, за отсутствие у него стратегического таланта, за растягивание фронта, вместо централизации и массированного удара «кулаком», который предлагали другие военноначальники, однако эта операция во многом облегчила положение Антанты в войне в целом, если не спасло ее. Эта «кровавая бойня» смогла отвлечь немцев с других фронтов, заставила их перебросить большое количество техники и солдат на Восточный фронт, смогла спасти от поражения итальянскую армию, облегчило положение французских войск в Вердене, и облегчила успех в операции на Сомме. И как главный успех этой операции – Австро-Венгрия потеряла столько сил, что до конца войны не смогла больше вести наступательные операции.

Будущий Войсковой Атаман Области Войска Донского и одна из основных фигур  Гражданской войны, генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин, во время Брусиловского прорыва его армия наголову разбила 4-ю австрийскую армию и в течение 9 дней продвинулась на 70 верст вперед.

Если сравнивать картину с версией 2013 года, то цветовая гамма становится более холодной, дополняется детализацией и действующими лицами. На работе показано, как ведут пленных австрийцев. Среди них не только солдаты, захваченные в битве, но и простые жители, сопровождающие процессию. Тревожное ощущение подчеркивается носилками с тяжелораненым. Сочетание редких красных пятен в элементах формы солдат (пятна крови, петлицы на отложных воротниках, кепи с козырьком) и темной одежды напоминает похоронную процессию, а присутствие дьякона в белом стихаре дополняет схожесть с процессом отпевания.

Набросок картины, 2013 г, холст, масло.

Грязная, размытая дорога, уходящая в перспективе к горящему поселению, как будто предвещает начало новой битвы, решающей для дальнейшей истории России, ее отходу от традиционной монархической формы правления, а возвышающийся над огнем шпиль католической кирхи символизирует главенство над происходящим Божьего замысла. Примечательно, что пылающие обломки находятся со стороны простых людей, которым, по обыкновению, приходится страдать при военных действиях, подчиняясь стремительному потоку исторических событий, и наблюдать со стороны, подобно женщине с левой части работы, печально провожающей взглядом пленных, сидя на обломках повозки.

Казак на картине П.В. Рыженко – не прославленный полководец, не генерал и не офицер, а обычный рядовой боец русской армии, означающий верность принесенной царю присяге. Солдаты – основная сила, участвующая в военных событиях. Каждый из них осознавал, что может не вернуться из военного похода. Возможно, и герой с полотна Рыженко мог закончить свою жизнь в войне 1916 года и не оказаться перед выбором последующего года: сохранить ли верность данной государю клятве или присягнуть новой власти.

Валентина Овчинникова
студент исторического факультета ГАУГН при РАН

Роман Штаний
студент исторического факультета ГАУГН при РАН

потомок донских казаков

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Овчинникова, В. А. Кому выполняет воинское приветствие казак на картине «Брусиловский прорыв» П. В. Рыженко? [Электронный ресурс] / В. А. Овчинникова, Р. И. Штаний // Свет станиц. 2018. № 12 (13). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/ptsk9, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: журнал > Подраздел: Казачья тема в искусстве > Рубрика: По ту сторону картины

Авторы публикации: и .

Валентина Овчинникова

Студент исторического факультета ГАУГН при РАН

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: