| Размер шрифта: А+А-

В своем докладе я хочу поделиться опытом культурно-просветительской деятельности по организации и ведению интернет-журнала о казачьей культуре и истории «Свет станиц». В нашем мастер-классе на Фестивале славянских культур «СЛАВный день» в 2018 г. я описал некоторые организационно-правовые и технические подробности этих процессов [1]. Сегодня же хочу осветить нематериальную сторону нашей культурной практики, являющуюся для неё вызовом, результатом и стимулом, и поделиться наблюдениями, полученными в ходе нашей деятельности. Следует оговориться, что мои рассуждения не претендуют на научность, могут оказаться субъективными, и в конкретных случаях — даже сыграть роль вредных советов, т.к. имплицитно формируются текстом постмодернистских идей, описывают разворачивающиеся на наших глазах и еще не имеющие завершения процессы и имеют прикладное отношение к условиям нашей деятельности, ограниченны её кругом задач и мощностью выборки реципиентов.

Пытаясь понять причины трудностей «возрождения казачества» (и имеющих место неудач его попыток), мы обобщили свой вопрос: «А с чего нужно начинать (ре)конструкцию любой общности и своей идентичности с ней?» (обновлено 09.08.2020). И получили ответ — с познания её культуры в широком смысле, состоящей, вопреки расхожему мнению, не только из искусства и фольклора, но прежде всего из морали (включающей ценности (что хорошо, что плохо), самосознание и историческую память (почему для нашей общности это хорошо, а то плохо)), религии, философии. Без этого любые общественные, политические, экономические и иные попытки казачьего возрождения, в отрыве от своих корней и внутреннего содержания, будут являться «колоссами на глиняных ногах», обреченными на провал, либо имеющими относительно преуспевающее существование, при котором, однако, их нельзя будет назвать казачьими.

Но что же препятствует познанию нами этого? Во-первых – стереотипы. Мы очень часто находиться у них в плену, мешающем полёту нашего понимания к истине. Конечно, отчасти эти стереотипы являются культурными лагами, доставшимися нам в наследство от идеологизированной советской программой картины мира, причудливо заимствовавшей альтернативное течение секулярной европейской мысли (так и не прижившееся на родине) и канонизировавшей его в положение, сопоставимое с религиозным, свойственное и необходимое нашей культуре. Но при более широком взгляде советская культура оказывается вариантом прошлого этапа развития массовой, современный этап которого, не смотря на презентацию плюрализма и деидеологизации, имеет иные, возможно, более рабочие (по крайней мере для воздействия на воспитанных в нём) «мягкие» механизмы трансляции и удержания стереотипов. Первой задачей в своей деятельности мы определили плавление оков стереотипов лучами просвещения, например, во второй статье, запланированной к выходу в нашем издании, мы решили начать развенчивание современных стереотипов о казачьем костюме (именуемых в народе «клюквой») [2].

Но что же сковывает полёт к пониманию истины современному человеку, не находящемуся под влиянием идеологии и контролем проводящих её сил? На сей раз это своего рода мышеловка с одним только сыром, запирающее устройство в ней редуцированно ввиду ненужности, так как привлекательность самого сыра и удобство имения его всегда поблизости удерживают попавшихся в неё, делая для них нецелесообразным и невыгодным её покидание. Называется эта пародия на мышеловку обществом потребления, и является пародией она не случайно, а в силу несерьёзности, даже инфантильности и ироничности облицовывающего её постмодернистского стиля. Так удовлетворенный потребитель теряет мотивацию к познанию, становящемуся для него избыточным. Но, хоть не все мы в детстве любили учиться, но все любили играть, такая непринуждённая игровая форма для современного потребителя будет понятной и привлекательной, и может заинтересовать его. Поэтому мы считаем целесообразным её применение, утвердив девиз проекта: «вкусно и доступно о казачьей культуре». Необходимо оговориться, что занимаясь (ре)трансляцией казачьей культуры как традиционной необходимо сохранять её аутентичность, поэтому мы считаем верным играть с модернизацией и гламуризацией только формы трансляции культуры, не меняя саму культуру. Например, статья или пост могут и должны быть написаны современным стилем и иметь отсылки к его мемам (образам культурной информации, в том числе и тем, которые мемами все называют), а факты, песни и другие объекты в них должны быть переданы без искажений. Но и в гламуризации формы подачи информации мы считаем необходимым определить для себя пределы, после которых она теряет привлекательность «иного» для реципиентов и/или может являться признаком неуважения к передаваемому содержанию или искажать (ассимилировать) его, например, мы считаем для себя слоган «Го на вечёрку» неприемлемым для оформления анонса к ней. Для оценки целесообразности и потенциала гламуризации, как лифта между уровнями массовой культуры и межкультурного драйвера интересна гипотеза зав. кафедрой теории и истории культуры и искусства ГАУГН Е.А. Сайко о корреляции ступеней пирамиды потребностей А. Маслоу с уровнями массовой культуры. Приняв её, мы можем понять, как лучше таргетировать (целенаправить) транслируемую нами информацию на представителей разных уровней массовой культуры (китч, мид, арт), предлагая им информацию о явлениях, релевантных (удовлетворяющих запросы) соответствующим уровням потребностей (физиологическим, безопасности, общественных связей, статуса, самореализации — чем выше уровень культуры, тем выше соответствующие ему уровни потребностей), либо подавая её в соответствующем их потребностям виде. Также можно для эффективного охвата большей аудитории соединить в одном сообщении релевантную потребностям разных уровней информацию (и/или её подачу) либо, разделив аудиторию на группы по уровням массовой культуры, направить каждой поданный релевантно её потребностям вариант одного и того же сообщения. Например, проводя рекламную кампанию в соцсетях для привлечения посетителей на фольклорный фестиваль, направить подписчикам сообществ заведений фаст-фуда (большая часть которых предположительно может быть носителями китч-культуры) сообщение «Накормим вас тем, что вы еще не пробовали…», подписчикам сообществ, посвященных блокбастерам (большая часть которых предположительно может быть носителями мид-культуры) сообщение «Мы покажем вам невероятную, но настоящую историю…», а подписчикам сообществ, посвященных артбастерам (в том числе о художниках) (большая часть которых предположительно может быть носителями арт-культуры) сообщение «Мы покажем вам другое искусство…». Конечно, пришедшие по такому объявлению на фестиваль носители китч-культуры, желавшие просто вкусно поесть, в результате столкновения в чужой для них народной культурой окажутся в состоянии культурного шока, для адаптации к которому каждый из них выберет в зависимости от индивидуальных факторов (и того, как вы всё организуете) одну из тактик (5 их видов описал американский антрополог Ф. Бок). Образно выражаясь, расшибется ли он о потолок шахты зависит от того любит ли он кататься в кабинке этого межкультурного лифта или на её крыше и прочна ли была поданная вами ему кабинка. Так кто-то проигнорирует суть мероприятия, заметив на фестивале лишь то, зачем он на него пошел (еду) при том оценит её в категориях своей культуры (на предмет натуральности (в том числе экологичность, здоровое питание), ручной работы, упустив традиционность), но кто-то (рано или поздно) заинтересуется и «фоном», под который он уплетал пирожки.

Конечно, соотнося уровни массовой культуры и потребностей, нужно понимать неоднозначность такого деления (и замеченную самим А. Маслоу относительность иерархии потребностей — так в силу индивидуальных и культурных факторов люди могут переходить к удовлетворению потребностей следующих уровней, не удовлетворив прежде потребности текущего), так, например, по моему предположению (нуждающемуся, конечно, ещё в дальнейших проверках) оно выглядит примерно так: Китч-культура удовлетворяет собой преимущественно физиологические потребности и потребности в безопасности, но при этом уже своим названием говорит о реализации в ней потребностей статуса (и самообмана самореализации (в том числе самовыражения за счет творчества штампами)), но, конечно, лишь внешней, симулятивной (да ещё и в виде грубой подделки), то же самое, по мнению культурологов в массовой (как мне кажется, более всего китч-) культуре обстоит и с реализацией потребности в принадлежности к глобальному мировому обществу и его культуре (которую можно отнести к потребностям в, я бы сказал, супер-общественных связях и статусе). Мид-культура главным образом удовлетворяет потребности в общественных связях, покрывая при этом в какой-то мере и остальные. Арт-культура удовлетворяет потребности в статусе и саморазвитии, вместе с тем, в отличие от элитарной, общество её носителей больше и более «демократично», поэтому в большей мере позволяет затронуть и удовлетворение потребностей в общественных связях. Вместе с тем в западной и вестернизированных культурах (в том числе и российской) массовая культура сейчас по сути занимает положение единственной культуры, сменив народную и ограничив круг носителей элитарной творческой интеллигенцией (вынужденной теперь творить и для арт-культуры, работая в арт-индустрии), поэтому можно сказать, что наша аудитория принадлежит к массовой культуре, а значит её специфику и устройство, в том числе уровни, нужно учитывать при взаимодействии с ней (добавлено 16.07.2020).

Ещё одним препятствием к просвещению является отсутствие целостной картины мира в обыденном сознании и представлении о сложных вещах у человека, воспитанного в массовой культуре, так как на первый взгляд научная картина мира требует строгости и целостности, но на самом деле, так как наука также является формой культуры, развитие её мысли направляется эпохой культуры, поэтому (по моему мнению, разделяемому доцентом кафедры теории и истории культуры и искусства ГАУГН Д.М. Давыдовым) современная постмодернистская научная картина мира имеет те же принципы организации, отличаясь усложненным устройством и необходимостью наличия серьёзности в подходе к занятию собой. Поэтому и современным постмодернистским человеком она осваиваема при преодолении им стереотипов и наличии мотивации. В чем ему и должны помочь научно-популярные проекты, в том числе они должны показывать новости и методы самой науки, снимая стереотипы о ней. В нашем проекте мы стараемся затрагивать и эту тему, например, в нашей статье об археологических раскопках в Северном Причерноморье [3].

Научное познание чего- или кого-либо кажется несовместимым с любовью к нему и верой в него, мы видим разрешение этого противоречия в осознании того, что это познание оставляет за нами выбор отношения к его результатам.

Но на самом деле в нашей культуре, как и в любой другой, как правило, помимо магистральных процессов протекают и оппозиционные к ним периферийные, могущие поменяться с ними местами при удобном случае, например, сейчас набирает популярность открытое образование, выглядеть умным вновь становится модным, имеется множество открытых для широкой аудитории просветительских научно-популярных проектов. Также в нашей стране набирает популярность уже имеющий её на Западе формат трансляции информации – подкасты, являющийся удобным для ведения аудиолекций и интервью с экспертами, при этом имеющий относительно низкий порог вхождения в индустрию в силу простоты необходимого оборудования для записи выпусков, малого количества игроков в индустрии и наличия бесплатных площадок, имеющих большую аудиторию. В 2019 году мы начали проведение нашего первого курса открытых лекций, запустив через некоторое время его подкаст-версию (по нашим данным он стал первым в России подкастом о казачьей культуре и истории) [4]. Ограниченность объёма моего доклада заставляет меня окончить его на этом оптимистичном наблюдении.

Список источников, использованных в статье

  1. Арсеньев, Н.С. Как просто создать сетевое СМИ для трансляции народной культуры? / Н.С. Арсеньев, М.Р. Кобель, А.И. Яблокова // Свет станиц. 2018. URL: https://светстаниц.рф/u/slavnyden18 (дата обращения: 25.12.2019).
  2. Яблокова, А.И. Что на самом деле носили казаки? Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме / А.И. Яблокова, Е.И. Гобозова // Свет станиц. 2017. № 1 (1). URL: https://светстаниц.рф/kostum1 (дата обращения: 25.12.2019).
  3. Арсеньев, Н.С. Земли Северного Причерноморья и Кубани — часть античного мира? Археологи знают и копают // Свет станиц. 2018. № 10 (11). URL: https://светстаниц.рф/st5 (дата обращения: 25.12.2019).
  4. Курс открытых лекций №1. Малороссийское (украинское) казачество. Культура и история // Свет станиц. 2019. URL: https://светстаниц.рф/u/mk (дата обращения: 25.12.2019).


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:


Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:

Арсеньев, Н. С. Опыт культурно-просветительской деятельности интернет-журнала о казачьей культуре и истории «Свет станиц» (доклад нашего главного редактора на казачьем направлении XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений от 29.01.2020) [Электронный ресурс] / Н. С. Арсеньев // Свет станиц. 2020. № 1 (26). URL: https://светстаниц.рф/sgr2 (дата обращения: 24.05.2022). ISSN 2619-1539.

Раздел: журнал > Рубрика: Слово главного редактора

Автор публикации:


Николай Арсеньев
Публикации автора →
Основатель нашего проекта, его первый директор и первый главный редактор нашего интернет-журнала (с сентября 2017 по май 2020).

Комментарии:

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Названия организаций и материалов из списков по данным ссылкам: », », » и любых других, запрещенных в РФ, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают уточнение к ним: запрещены на территории России.

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2022 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: