28 января 2019 года в Москве в РГАСПИ в рамках казачьего направления XXVII Рождественских чтений прошла Научно-исследовательская конференция «Казачество в гражданской войне. Уроки истории. К 100-летию начала политики расказачивания». Конференция была посвящена сложному периоду в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны и последовавшего за ней строительства Советского государства значительная часть казаков была подвергнута чудовищным репрессиям политики расказачивания.
Открыли конференцию своими приветственными словами председатель конференции митрополит Ставропольский и
Агафонов Анатолий Иванович, д.и.н., профессор
Теоретические и методологические проблемы расказачивания являются наименее разработанными в отечественной российской, эмигрантской и иностранной исторической науке. Сложившаяся историографическая традиция свидетельствует о многочисленных подходах к изучению темы и точках зрения на проблему, разнообразных оценках событий и роли личности в первые годы становления и развития Советского государства. Чаще всего «расказачивание» связывают с массовыми политическими репрессиями против казачества в годы Гражданской войны, проведением коллективизации и борьбой против православной и иных конфессий в СССР.
На наш взгляд, необходимо начинать с понятийно-категориального аппарата: что такое «расказачивание», понятие и определение, содержание, терминология, исторические предпосылки и хронологические границы, и т.д.
По нашему мнению, понятие «расказачивание», одна из форм человеческого мышления, которая отразила и закрепила процессы превращения казачества в общественную историко-культурную группу в составе населения
Для каждой исторической эпохи характерны свои условия, причины, содержание, характер, приемы и методы реализации расказачивания.
На наш взгляд, в границах теоретико-методологической парадигмы расказачивание можно рассматривать как естественный исторический процесс; социально-экономическую и военную политику правительств в различные исторические эпохи –
В зависимости от понимания исследователями проблемы «расказачивание» будут определяться хронологические границы и содержание процесса, совокупность намеченных и реализованных мероприятий, определяться круг лиц, выступавших создателями, носителями и исполнителями идеи «расказачивания», т.е. формироваться научный плюрализм, который позволит приблизиться к истине.
Протоиерей Георгий Иваньков, руководитель отдела по взаимодействию с казачеством Ейской епархии
Вероника Родионова, кадет 5 класса Казачьих
МОЯ КАЗАЧЬЯ РОДОСЛОВНАЯ
Мои предки по отцу – донские казаки Скачковы проживали в станице Островской Усть-Медведицкого округа
Мой прапрадед Скачков Михей Ефимович родился в 1891 году в большой и трудолюбивой казачьей семье из 20 человек. Когда ему было 38 лет, на Дону начались мероприятия советской власти по подготовке
В базе данных «Мемориал», посвященной жертвам политических репрессий, мы нашли еще 12 Скачковых из станицы Островской. Все они – наши родственники и прошли один и тот же путь. В 1931 году осуждены по приговору на основании Постановления ЦИК и Совнаркома от 1 февраля 1930 года с формулировкой «кулак, вредящий социалистическому строительству». Лишены домов, имущества и поселены сначала на «Пшеничной точке» – спецпоселении для кулаков у хутора Пшеничного. Там жили в землянках под охраной и выполняли разную тяжелую работу. Сейчас хутор Пшеничный уже исчез с карты, на его месте казаки поставили Памятный крест. Затем Скачковых высылали в
Моему прадедушке Ивану Михеевичу Скачкову удалось тогда избежать ссылки на Север. Он уехал в Тульскую область, где работал на
В 90-е годы прошлого века всех Скачковых реабилитировали. Было признано, что все они были хозяйственными, работящими, честными, свободолюбивыми людьми, которые всегда были верны своей Родине и, если надо, вставали на ее защиту.
Наталья Ивановна Булгакова, к.и.н., доцент
Большевики считали казачество привилегированным сословием на основании того, что казаки не платили налог на землю и имели наделы больше, чем крестьяне. Это не соответствовало действительности, так как казаки несли военную службу, покупая за свой счет коня и обмундирование. В
Видя в казачестве угрозу советской власти, большевики решили, прежде всего, разобщить казаков, для чего на юге страны было проведено новое административно-территориальное деление. Были упразднены Донское, Кубанское и
В решении I Всероссийского съезда трудового казачества февраля – марта 1920 г, вынесенном по докладу В.И. Ленина, говорилось, что казачество не является особой народностью или нацией, а составляет неотъемлемую часть русского народа. Казачество должно было раствориться в крестьянской массе. Руководство страны при этом понимало, что казачество ослабло, но не подавлено полностью и при проведении в отношении него жесткой политики еще сможет проявить свой вольный нрав.
Большевики стремились, с одной стороны, расколоть казаков, а с другой стороны – заигрывать с ними. 30 сентября 1919 г. в газете «Известия ЦК РКП(б)» были напечатаны «Тезисы о работе на Дону», где была сформулирована политика в отношении всего российского казачества. В тезисах проводилось разграничение казачьих верхов от трудового казачества, отмечалось, что советская власть не собирается осуществлять насильственное
Казачьи хозяйства на фоне крестьянских хозяйств региона выглядели более зажиточно. Среди казаков доля бедноты и батраков составляла только 10-12%, в то время как среди сельского населения по
В 1918 г. состоялся III областной съезд Советов
В ноябре 1920 – начале 1921 гг. в казачьих областях начались антисоветские выступления, которые были связаны с недовольством земельной политикой. Летом 1921 г. антибольшевистские выступления активизировались. На Ставрополье и Тереке действовали отряды
Политика нэпа начала реализовываться на Северном Кавказе только с весны 1922 г. Правительство требовало продолжения сбора повышенного налога (разверстки) до уборки нового урожая. Поэтому весной-летом 1921 г. на
Власти предупреждали население: «при невыполнении добровольно налога в течение 48 часов со времени заключения договора вводятся и действуют ударные группы, а в случае упорного уклонения от выполнения взятого на себя обязательства ударной группе предоставляется право взимать хлеб в двойном размере, оставляя только необходимое количество хлеба на едоков и лошадей до нового урожая». Эта мера называлась «единовременный продовольственный наряд». Кроме того, местное партийное и советское руководство не было согласно с введением новой более либеральной политики и в своей деятельности продолжало придерживаться военно-коммунистических насильственных методов.
От уплаты нового налога – продналога – казаки и крестьяне уклонялись, как и от
В середине 1920-х гг. одновременно с некоторым смягчением отношения к казакам была продолжена политика по постепенной ликвидации казачьей самоидентичности. Для этого осуществляли разрушение казачьего единства – казачьей общины (она будет ликвидирована в начале 1930-х гг., с началом
В результате землеустройства за 1924 – 1927 гг. в Кубанском округе сократились земельные наделы почти у половины казачьих хозяйств. Это разрушало эффективные хозяйства, ориентированные на производство сельскохозяйственной продукции на рынок, разжигало вражду в станицах между зажиточными и бедными, казаками и крестьянами.
Игумен Игнатий (Чигвинцев), настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира
Людмила Анатольевна Лыкова, д.и.н., главный специалист РГАСПИ выступила с докладом «Историческая достоверность документов следствия Н.А.Соколова об убийстве Царской Семьи»;
Иерей Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством выступил с докладом «Символизм изгнания донских казаков в контексте большевистской политики расказачивания»;
Свой доклад подготовил также Ярослав Викторович Леонтьев, д.и.н., главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории выступил с докладом «Донская советская республика в новых публикациях».
Также в конференции приняли заочное участие, прислав свои доклады:
Владимир Петрович Трут, д.и.н., профессор Южного федерального университета с докладом «Трагедия расказачивания. К событиям 1919 года на Верхнем Дону»:
24 января 1919 г. Организационное бюро
- Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо с его стороны к новым выступлениям против Советской власти».
Данный документ поражает не только своей очевидной категоричностью и жестокостью, не укладывавшимися даже в экстремальную ситуацию гражданской войны, но и явной расплывчатостью и неопределенностью многих ключевых формулировок. Последнее обстоятельство позволяло, а отчасти и прямо нацеливало, существенно расширить масштабы репрессий по отношению к казакам, включая и ни в чем не повинное мирное население. Например, если первая часть фразы первого пункта циркуляра «… провести беспощадный массовый террор» более чем ясна и понятна, то вторая часть «… по отношению ко всем вообще казакам (!), принимавшим какое-либо прямое или косвенное (!!) участие в борьбе с Советской властью» совершенно не определена. Что значит «косвенное участие»? Кто должен был определять степень причастности станичных жителей к борьбе с советской властью? Каковы критерии этого участия? Кроме того, данная фраза весьма красноречиво свидетельствует, что в большевистской политике по отношению к казачеству отсутствовал постоянно подчеркивавшийся советскими лидерами так называемый «классовый подход или принцип». Ведь в документе четко указано «… ко всем вообще (!) казакам», в какой-либо (т.е. совершенно не определенной и не ясной) степени причастности к шедшему вооруженному противоборству.
Сразу же после принятия данного циркулярного письма, в литературе зачастую именуемого директивой, оргбюро ЦК рассылает его на места с указанием решительного осуществления всех указанных мер. Так было положено начало реализации преступной политики террористического
На основании полученной директивы из Москвы местные партийно-советские и военные органы разрабатывали конкретные указания и планы действий по ее претворению в жизнь.
Масштабное осуществление террористической политики расказачивания в годы гражданской войны и реализация курса на скрытое расказачивание в последующие периоды советской истории привели к очень большим негативным изменениям во всех областях жизни казачества, серьезно сказались на трансформации его самосознания, менталитета, основополагающих мировоззренческих принципов, традиционных морально-нравственных представлениях, культурно-бытовых особенностей и хозяйственного уклада.
Иерей Герман Шадрин, руководитель Отдела по работе с казачеством Орской и Гайской епархии с докладом «Письма из прошлого: к 100-летию начала политики расказачивания»:
В сентябре в
С конца 1917 года территория Оренбургского казачьего войска на два года стала ареной ожесточенной братоубийственной борьбы. Казачье офицерство сыграло в этих событиях особую роль. За годы Первой мировой войны офицерский корпус Оренбургского казачьего войска понес незначительные потери и сумел сохранить подавляющее большинство кадрового офицерского состава. На стороне белых сражалось несколько сотен оренбургских казачьих офицеров.
Для большинства
Именно к событиям этого времени относятся письма казака Оренбургского войска Георгия Терского. С атаманом он вернулся с
Протоиерей Сергий Баранов объясняет: «Название фильму я дал “Далеко”. Это название приходится пояснять. Я все время ощущаю, как далеко мы от них не только во временном отрезке, не только исторически, как далеко мы от них мировоззренчески. Как далеко мы мыслим от того, как они мыслили, как они жили, как они чувствовали».
Слово «казак» означает путник, странник. Сотни лет странствовали казаки по родным степям, как по комнатам дома родного. Иногда лишь выходя из него, чтобы отогнать от ворот врага, вора или зверя дикого. Сила, отвага, свобода – вот что такое казак.
«Тяжело воевать, когда голова думать начинает. А душа чувствовать, – пишет казак. – Идет впереди нас
Святыней православных оренбургских казаков была чудотворная икона Табынской Божьей Матери. Ежегодно икону провозили по всем станицам Оренбургского войска. Последний крестный ход в ее честь состоялся осенью 1919 г. в станице Нежинской под Оренбургом. В дальнейшем икона была вывезена в Китай атаманом А.И.
На последних кадрах фильма перед нами предстает старый казак Георгий
В 2008 году музей Оренбургского казачества посетила делегация из Австралии: митрофорный протоиерей Михаил Протопопов, и настоятель основанного оренбургскими казаками храма Святителя Николая Чудотворца в городе
После того как казачий полковник Валерий Анненко доставил в 2007 году в Россию два полковых знамени
Судьбы казачьих офицеров, оставшихся в
Сейчас невозможно молчать о том казачестве, которое у нас было. Когда начинаешь углубляться в эту тему, хочется, чтобы люди поняли, что они – наследники очень достойного казачьего народа. Сегодня лишь единицы из потомков оренбургских казаков XIX – начала XX веков помнят и хранят казачьи традиции. Оренбургское казачество как социокультурное явление оказалось фактически уничтожено. Фильм «Далеко» – трагическая история великого казачьего войска, повествующая о том, как и почему оно исчезло.
Возрождение оренбургского казачества в современных условиях возможно лишь на основе возвращения к организации жизни в бывших казачьих станицах и поселках в соответствии с историческим содержанием традиций, обычаев и обрядов, выдержавших испытание временем.
Сергей Алексеевич Кислицын, д.и.н., профессор ЮРИУ РАНХиГС с докладом «Казачья политика большевизма в разгар гражданской войны (на материалах личного происхождения донских большевиков С.И.Сырцова и С.Ф.Васильченко)»;
Дюкарев Андрей Викторович, к.и.н., преподаватель Кубанского государственного университета с докладом «Кубанское казачество в событиях Гражданской войны: поиск своего места в социально-политической модели новой реальности»;
Пыльцын Юрий Сергеевич, методист Мультимедийного исторического парка «Россия – моя история. Свердловская область» с докладом «Терское казачество и Советская власть в первой половине 1918 г.».
После конференции состоялось Открытие документальной выставки «Казачество в гражданской войне. Уроки истории. К 100-летию политики расказачивания», о которой мы Вам расскажем в нашем следующем репортаже.
Синодальный комитет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством. Режим доступа: http://www.skvk.org