Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Калмыкова, А. В. Вкусные Спасы [Электронный ресурс] / А. В. Калмыкова // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/vs7, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)

Для казаков — людей, исповедующих Православие и возделывающих занимаемые ими  плодородные земли, выпадающие на период сбора урожая церковные праздники, именуемые в народе «Спасами» были очень важны, как и соблюдение традиций с ними связанных. Важны они и сейчас, даже для тех, кто живет в городе и понесет освящать «дары природы», купленные в магазине, но хочет оставаться носителем своей культуры и веры.

В этой статье мы расскажем вам о настоящем смысле рассматриваемых праздников, который важно не упустить за их внешней весёлой и обильной стороной, а также вспомним рецепты блюд, которые готовили казаки из освящаемых на эти праздники ингредиентов.

Август — месяц трех Спасов, в 2018 году они отмечаются: 
14 августа — Медовый (Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня)
19 августа — Яблочный (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)
29 августа — Ореховый (Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа)

Лето и осень богаты праздниками, изначально посвященными сбору урожая, а послс принятия христианства, освященные выпадающими на их период церковными праздниками, и наполненными от них новым смыслом. Само название «Спас» указывает на то, что праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех «Спасов». С другой стороны, нужно отметить печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, он начинает приписывать второстепенным предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия. В Церкви все осмысленно и служит спасению души человека. Взять, к примеру, традицию освящать в храме плоды на особые праздники. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, было несколько иным. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая [1]. Теперь о каждом по порядку.

Первый Спас — Mедовый Cпас

Имеет и другие названия: «Мокрый Спас» или «Спас на воде», а также «Маковей». Во вторник 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии.

 

Чин освящения мёда.

 

При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды [1] (малое водосвятие). Этот период совпадает с очиcткой кoлoдцев в станицах и деревнях, и с пoдгoтовкой иx тeм caмым к зимe. После этого дня вода в окрестных водоемах зацветает и становится холодной. Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства [1]. У казаков Матерь Божья пользовалась особым почитанием. Название «Маковей» в действительности пpoиcxoдит oт имeни ceми мучeникoв – бpaтьeв Maкoвeeв, день памяти которых также отмечается 14 августа. В народе же такое его название переосмыслили, и связали его с растением маком, который созревает к этому времени.

 

 

Также к дaннoму пepиoду ульи пpaктичecки пepeпoлнeны и именно в это время на пасеках начинают сбор меда, его заготовка на зиму. Люди несут в церковь святить маковые головки и мед. Считaeтcя традицией угoщaть в пpaздник Cпaca пpaктичecки вcex oкpужaющиx и нищиx. Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем, но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага [1]. Не стоит забывать и о том, что поскольку праздник совпадает с началом Успенского поста, все угощения должны быть постными (сдоба делается из постного теста, мясные и рыбные блюда не употребляются в соответствии с христианской традицией).

Предлагаем на праздник нашим читателям приготовить блюда, в которых используется мед.

Вот несколько рецептов казачьей кухни Нижнего Дона:

 

Донские пряники

Приготовление: на фунт разогретого нардека (из арбузов старого урожая) или меда добавить столовую ложку соды и полтора фунта муки. Замешать в крутое тесто и оставить в комнате на двое суток. Затем перемешать и раскатать в пласт, резать формочкой и уложить на политую маслом сковороду. Верх (можно было бы смазать взбитым яйцом, но мы не забываем, что начался Успенский пост и поэтому просто) посыпаем сахарной пудрой с изюмом.

 

Донские Пышки

А ещё на Дону из теста на кислом молоке пекли сытные пышки, смазывали их мёдом и каймаком (дождитесь окончания поста и обязательно попробуйте приготовить следующий рецепт.

 

Донские пышки

 

Ингредиенты для теста: 2 стакана кислого молока, простокваши или теплый кефир, 100 грамм растопленного масла, 3 яйца, от 400 до 800 грамм муки, 1,5 ст.ложки сахара, ½ ч.ложки соли, 1 ч. ложка соды без горки и немного растительного масла для обжарки. Приготовление: в кислое молоко добавляем соду, масло и взбитые в отдельной миске яйца, сахар и соль. Добавляем муку, хорошо и долго перемешиваем. Тесто должно получится мягкое и чуть липковатое. Ставим тесто в теплое место примерно на 30 минут, затем снова обминаем и теперь оно уже не должно быть липким. Снова ставим в теплое место уже минут на 40. Достаем и снова обминаем, раскатаем в длинную толстую колбасу и режем на 8 равных частей (сколько же у вас будет пышек). Из этих частей теста катаем шарики, обкатываем их в муке и снова убираем в теплое место. В зависимости от размеров сковороды из каждого кусочка скалкой или руками раскатываем круглую лепешку. На каждой лепешке необходимо сделать дырочки с помощью ножа или вилки. Когда над сковородой будет руками будет ощущаться тепло — пышку можно укладывать в масло. Обжаривать на среднем огне под крышкой до золотистого цвета с каждой стороны. Когда перевернете пышку на другую сторону — она надуется. И нужно будет еще проколоть ее вилочкой в тех местах, где их наметили.

Второй Спас — Яблочный Спас

По православному канону Второй Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю – с проводами лета. Наверняка многим интересно было бы узнать, почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас (в этом году в воскресенье 19 августа). «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению. В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты.

 

 

Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее. Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения [1].

 

 

Пo традиции в этoт дeнь гoтoвили, нaчинaя дeлaть зaгoтoвки нa зиму, различные компоты и варенья. Нашим читателям мы предлагаем приготовить постные блюда – пироги и пирожки с яблоками, шарлотки, запеченные с медом и пряностями яблоки, груши в сиропе и т.д. Виноград и др.фрукты могут быть также представлены на вашем столе как в сыром, так и в приготовленном виде. В праздник Преображения допускается и рыба, елей и вино (даже если этот праздник выпадает на среду или пятницу).

Снова возвращаемся к рецептам казачьей кухни:

 

Смоква из винограда

На Дону казаки готовили смоквы из винограда таким способом: они варили сироп из одного стакана воды и сахара. В таком горячем сиропе обмакивали некрупные грозди винограда, затем обваливали их в сахарной пудре и обсушивали в легкой печи или духовке. До употребления хранили в сухой закрытой банке [2].

 

Нардек (арбузный мед).

Приготовление: мякоть спелых столовых арбузов отжать, пропустить через пресс. Слить в эмалированный или медный таз. Поставить на огонь и довести до кипения. Постоянно помешивая, варить на слабом огне, уваривая до 1/8-1/10 объема. Хранить мед в сухих стеклянных банках в прохладном месте.

 

Узвар по-кубански

А традиционными сладкими блюдами Кубани являлись кисели и узвары (компоты), для приготовления которых использовали свежие и сушеные плоды и ягоды. РЕЦЕПТ узвара из сухофруктов. Ингредиенты: по 200 г сушеных груш, яблок и чернослива, 100 г изюма, 200 г меда и 3 л воды. Приготовление: хорошо помойте сухофрукты, а затем залейте их на 10 минут холодной водой. Налейте в кастрюлю 3 л воды, положите груши и яблоки и варите на медленном огне 15 минут. Затем добавьте чернослив и изюм и варите еще 10-15 минут.

Третий Спас — Ореховый Спас

В этом году отмечается в среду 29 августа (нa cлeдующий дeнь пocлe пpaздникa Уcпeния Бoгopoдицы). Обычно к этому времени орехи окончательно вызревали и их также святили вo вpeмя цepкoвнoй cлужбы, как яблоки и мед в первый и второй период Спаса. Несмотря на то, что называют этот Спас Ореховым, основное его название – «Хлебный Спас». Страда была в разгаре, заканчивалась уборка урожая зерна и из новой муки впервые выпекали каравай. Такой хлеб обязательно относили в храм для освящения, и только потом вкушали всей семьей. Также пекли хлеб для малоимущих, угощали родных и прохожих, близким дарили символичные подарки: орехи, булочки, пироги испеченные своими руками, или холщевые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику, потому как у Орехового Спаса было еще одно название – «Холщевый Спас». Праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа [1]. Некогда пришел к Христу посланец-художник и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, чтобы его изображение помогло исцелить больного князя-владыку Эдессы. Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Он передал этот кусок ткани князю, тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией. Сначала холст с ликом Христа хранился в Эдессе, потом его перевезли в Константинополь. С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира. По зaвершению ceльcкoxoзяйcтвeнных paбoт, в народе нaчинaлиcь вeceлыe гулянья. Ко времени наступления Третьего Спаса Успенский пост уже закончится и можно не ограничивать себя в выборе меню, подавать на стол различные блюда с орехами, другими дарами уходящего лета. А мы представляем вниманию читателей рецепт терского печенья.

 

Терское печенье

Ингредиенты для теста: 250 грамм муки, 120 грамм сахара, 2 яйца, 1/3 ч. ложки пищевой соды, 2 ст. ложки молока, 180 грамм маргарина, 200 грамм жареных овсяных хлопьев, соль, лимонная цедра. Для покрытия: орехи с мелкими ядрами. Для смазки: 1 яйцо.

 

 

Приготовление: муку и пищевую соду просеять и постепенно смешать с остальными продуктами. Из готового теста сформировать круглые лепешки, смазать их взболтанным яйцом и украсить ядрами орехов. Выпекать на среднем огне до образования золотистой корочки [3]

Список источников, использованных в статье

  1. УСПЕНСКИЙ ПОСТ И ТРИ СПАСА. КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ СУЕВЕРИЙ? О вреде и пользе существующих традиций / Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич) // Портал «Православная жизнь». Режим доступа: https://pravlife.org/content/uspenskiy-post-i-tri-spasa-kak-ne-stat-zhertvoy-sueveriy, свободный.
  2. Блюда казачьей кухни. М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ). М, 2015.
  3. Группа «МЫ КАЗАЧКИ» // Вконтакте. Режим доступа: https://vk.com/topic-85665912_31725230?post=134, свободный.

Библиографическая ссылка на статью


ГОСТ:
Калмыкова, А. В. Вкусные Спасы [Электронный ресурс] / А. В. Калмыкова // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539. Режим доступа: https://светстаниц.рф/vs7, свободный. (дата обращения: 15.11.2019)


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

Раздел: Культура > Подраздел: Материальная культура > Рубрика: Вкус станиц

Авторы публикации: .

Алёна Калмыкова

Администратор группы о жизни донских и других казаков и их потомков «Донские казаки и казачки», донская казачка (ст. Новоцимлянская)

Дорогие читатели, давайте знакомиться!

(можно выбрать несколько вариантов ответов, если все они относятся к Вам)


Post scriptum


Данные слова, употребляемые на страницах этого сайта, предполагают указанные в скобках соответствующие уточнения к ним: «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), «Исламское государство» (ИГИЛ) (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

Мнение редакции интернет-журнала "Свет станиц" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.




Ежемесячное обновляемое
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ

ISSN 2619-1539
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-72412, выдано 28 февраля 2018 г.
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

О проекте           Учредитель / издатель           Редакция           Наши авторы           Обратная связь / Контакты


© 2017-2019 «Свет станиц». Все права защищены. Правила пользования сайтом, использования и копирования информации с сайта, политика в отношении персональных данных (лицензия)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: